О премии кинокритики и кинопрессы "Золотой Овен" писать всегда трудновато. Ну представьте себе, не согласны вы с выбором экспертного жюри, раздраконили по полной программе. А завтра на каком-нибудь просмотре или фестивале окажетесь рядом с тем, кто голосовал за не понравившийся вам фильм. Конфуз. Про какой-нибудь тамошний "Золотой глобус" - за милую душу. И все же.
Если в прошлом году чуть ли не все призы во всех номинациях собрал Александр Сокуров за "Тельца", в этом году разнообразие все же было. Хотя выбор критики на этот раз был предсказуем как никогда. Главная борьба должна была развернуться между тремя номинантами на главного Овна - за лучший фильм: картинами "Война" Алексея Балабанова, "Чеховские мотивы" Киры Муратовой и "Кукушкой" Александра Рогожкина.
Балабановская "Война", несмотря на сомнительную, на наш взгляд, национально-патриотическую идею, пришлась по душе многим критикам. К тому же Балабанов - человек безусловно талантливый и один из самых модных наших режиссеров последних лет. Оба "Брата" стали народными хитами. Данила Багров стал героем нашего времени. Вообще Балабанов любит делать героев нашего времени. После двух "Братьев" он вывел еще одного героя - простого русского паренька, вчерашнего солдата-федерала, который, демобилизовавшись, возвращается на чеченскую войну вроде спасать пленных друзей, но на самом деле, как сам признается, без войны он уже не может. Но противников у этой картины оказалось тоже достаточно, и обаяния балабановских фильмов уже не хватило.
Высоки были шансы у Киры Муратовой. В прошлом году при выдвижении на голосование среди критиков имело место целое ристалище: в течение часа ломались копья - имеем ли мы право выдвигать фильм Муратовой в номинации "лучший российский фильм", если она снимает на украинские деньги, да и живет на Украине, где и снимает, кстати, с украинскими актерами. В прошлом году дать Овна Кире Муратовой за "Второстепенных людей" не получилось, хотя и выдвинули. В этом году, учитывая, что "Чеховские мотивы" - картина российско-украинская, вполне можно было реабилитироваться.
Однако же, когда в отсутствие всякой справедливости - творческой, организационной и пр. - российский оскаровский комитет прокатил "Кукушку" Александра Рогожкина, а предпочел предложить Лос-Анджелесу "Дом дураков" Кончаловского, стало ясно, что тут-то критики и отыграются. "Дом дураков", фигурировавший поначалу в списке для голосования и многим критикам очень даже полюбившийся, не попал даже в номинанты "Золотого Овна". Журналисты - народ обидчивый и памятливый. А к тому же за справедливость ратующий уже в силу специфики своей профессии. И даже если бы рогожкинский фильм не был бы объективно предельно мил и профессионален, шансы стать лучшим российским фильмом в глазах российской кинокритики у него повысились необычайно. И мало кто сомневался в победе Рогожкина.
Киру Муратову тоже не обошли - она получила Овна за лучшую режиссуру. А лучшим актером признали Олега Янковского за роль мужа-рогоносца в картине Валерия Тодоровского "Любовник". И хотя автор этих строк не является страстным поклонником фильма, следует признать, что здесь Янковский действительно сыграл практически без единого своего штампа, которых имеет за плечами огромное количество.