0
635
Газета Культура Интернет-версия

26.12.2002 00:00:00

Третий сон златоглавой

Тэги: москва, фото, выставка


Проводить под патронажем мэра Лужкова конкурс на лучший фоторепортаж о Москве и пригласить для участия фотографов, считающих себя не столько корреспондентами, сколько художниками, - пойти на преднамеренную провокацию. Ведь большинство фаворитов Ольги Свибловой рассуждают примерно в одном ключе: "Москва златоглавая и парадная годится лишь для отчетных альбомов и мэрских постеров. Мой город в них не вписывается". В итоге из почти четырех тысяч снимков, представленных на конкурс, 662 отобранных для финала показывают если и не откровенно маргинальную столицу (хотя имеются бомжи, кавказские рынки, панки, с одной стороны, и новорусские забавы, с другой), то совсем не такую, какой она видится в перспективах Генерального плана.

Первый удар по открыточному виду наносит архитектура. Естественно, безбашенная: один за другим идут конструктивистские балки и параллелепипеды. По контрасту с исконной округлостью продвинутая фотография видит Москву в ракурсах хайтека (серия мостов Михаила Розанова или космические стрелы монумента у ВДНХ Александра Абазы). Даже исконно московские виды обыгрываются в таких формах, чтобы показать их несолидность или утопичность: целый зал снимков, сделанных в летнем дыму, в котором даже Кремль выглядит хрупким и пикториальным, или серия Натальи Логиновой "Третий сон Юрия Михайловича" - кислотные виды возведения окружной автодороги. Можно ли, например, отнести к номинации "Архитектура" эффектный репортаж о сносе "Интуриста"?

Столь же эфемерны, как и город, его обитатели. Тон задает серия Игоря Мухина с портретами кумиров новой московской интеллигенции: от Земфиры до Акунина с типично мухинской провинциальной интонацией. Имеются, конечно, десяток гламурных картинок звезд на диванах и у машин (Марк Штейнбок), но они уже проходят по категории "сладкая жизнь" - клубного загула. Москва превратилась в столицу безымянных и безродных призраков: вместо статного труженика - несущийся в метро прохожий, вместо старичка на скамейке - игроки ипподрома, вместо молодой смены - одинокие фрики.

Репортажность в прямом смысле слова (предполагающая обязательную социальную остроту) нашла место на втором этаже, целиком отведенном снимкам по горячим следам "Норд-Оста". Здесь уже достоинства художественного кадра уступают место журналистскому цинизму. Вместе с тем еще сильнее подчеркивается образ Москвы как точки притяжения всего самого витального (в том числе и смерти). После обезумевших родственников заложников "Норд-Оста" третий этаж погружает в птичий рынок и нечеловеческую пластику Николая Цискаридзе (серия гламурных портретов балетного танцора).

Выбирать даже из той небольшой части выставленных работ лучший репортаж о Москве представляется таким же нереальным, как и тот город, что этой серией описывается. Кураторы возлагают немалые надежды на "приз зрительских симпатий", выдаваемый после анкетирования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1707
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1062
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
770
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1050

Другие новости