Едва ли не каждый фильм - притча о второстепенных людях: об эмигрантах, о забитых жизнью трудягах, от всего уставших тинейджерах, заключенных и вышедших из заключения. Неустроенность и тоска - главный мотив. Но, как водится, в картинах - победителях разных конкурсов за беспросветностью стоят надежды и радости.
Фестиваль открывала самая титулованная лента 2002 года "Гриль-бар "На лестнице" Андреаса Дрезена ("Серебряный медведь" Берлинского кинофестиваля и приз немецкой киноакадемии лучшему режиссеру). Две семьи вне времени и пространства - такие были в Советском Союзе, такие будут и в самой респектабельной державе - что называется, простые: работают на стоянке, в магазине, держат забегаловку с завсегдатаями-алкашами. Ручная камера в стиле "Догмы", долгие планы открытых лиц, пивная музыка за кадром, и все это сопровождает сентиментальную историю о том, как полюбили друг друга жена из одного семейства и муж из другого. Когда адюльтер открылся, жизнь вспыхнула новыми красками: серые и промозглые планы ушли в сторону, появились клубок страстей и в конце концов та нежность, что охватывает при возвращении назад, домой. По интонации лучшая немецкая картина года напоминает лучшие картины Рязанова застойного времени. И здесь есть над чем задуматься: то ли мы все это уже прошли, то ли, пройдя, еще не дожили до повторного возвращения.