0
782
Газета Культура Интернет-версия

18.12.2002 00:00:00

Чаепитие с поросенком

Тэги: фестиваль, танец, цех


Декларации "Цеха" - "интенсивное и беcпафосное" подведение итогов в последнем месяце года на глазах у зрителя. Поиск "пространства, чтобы было где, и времени, чтобы было когда подвигать телом и мозгом", не "выдавая моралей". Все это замечательно. Но чтобы иметь право публично двигаться - надо профессионально владеть искусством движения. Хочешь занять зрительское время любой концепцией - умей ее отформатировать. Это необходимый минимум, без которого обозревателя "НГ" в темноте зрительного зала раздирает зевота. А как не зевать, если смысловая многозначительность заявлена (главным образом на тему "тварь я дрожащая или право имею?"), а пластическая и режиссерская - отсутствуют? Или автор не знает, что делать с пришедшей в голову постановочной идеей - если номер длился больше десяти минут, неоднократно возникало ощущение натужно ревущего бульдозера, увязнувшего в грязи. Потому что, мечтая о т.н. "свободной форме", многие понимают сие как свободу от всякой формы, отчего опусы имеют консистенцию жидкого киселя или манной каши-размазни.

Полеты во время чаепития

Нынешний "Цех" обострил ключевую проблему современного искусства. Его базовый принцип гласит: нет хорошего и плохого, есть предлагаемый текст, в этой ситуации творцом считается любой, кто объявит себя таковым, зритель же не оценивает качество, а считывает правила предложенной игры. Критику, обязанному уважать эстетические манифесты, неловко называть художественную самодеятельность ее настоящим именем. Но что делать несчастному рецензенту, когда самовыражение с нездешней силой лезет из человека, но смотреть на это невозможно? Хоть считывай, хоть не считывай.

Если б не "Провинциальные танцы" из Екатеринбурга - оставалось бы пожелать участникам творческих успехов и счастливого Рождества. И разойтись по домам. Но, к счастью, постановщик "Провинциалов" Татьяна Баганова (с помощью художницы Ольги Паутовой и отлично работающих танцовщиков) выдала небольшой шедевр - "Полеты во время чаепития".

Виноградные кисти на ягодицах

Для спектаклей Багановой впору придумывать новые жанровые определения. К примеру, "элегический бурлеск". Или "сюрреалистическая мелодрама". Чего стоит уже начало: из огромной руки, подвешенной к кулисе, свисает маленький крылатый поросенок. Почти все действие он с тихим жужжанием летает, словно бабочка, описывая круги с упорством маньяка. Так задается камертон - насмешливое недоумение (надо же, летающий поросенок - отчего, зачем?). Эта нота продлится до конца, как кинетический эпиграф: герои "Полетов" будут невесомо порхать, как бабочки, плотно жаться к земле и к друг другу, как животные. Чаю здесь не пьют вовсе, название лишь отсылает к атмосфере легкого безумия из сцены чаепития кэрролловской "Алисы". Герои, имитируя светское общение, то заняты друг другом, то погружены в себя. Существуя в ритме некоего условного променада, они оживленны до истерики и расслаблены до апатии. Здесь жгут бенгальские огни, жонглируют шариками и пришпиливают к ягодицам виноградные кисти. Распущенные волосы прекрасных садовниц окунают в ведра с водой, и брызги с голов летят во все стороны. Все движется в пространстве и неподвижно во времени, манерность естественна, как правда, а белое платье, подвешенное посреди сцены - как последнее испытание, и потому в него необходимо залезть: просунуть руки в рукава, приладить голову и шею к декольте...

Упал и не поднялся

Слова оказываются бессильны. "Полеты" надо видеть. Ну, напишу я, что дамы со взбитыми клоками причесок одеты в короткие кринолинчики, а мужчины - в пиджачные пары. Что герои картинно-небрежно курят, выпуская клубы дыма даже в дуэтных танцах, или медитативно сидят на воображаемых стульях, или стайкой ходят на полусогнутых. Что девушки мелко-мелко и быстро-быстро семенят на полупальцах, а кавалеры галопчиком скачут по сцене, управляемые лихими наездницами. А в финале кто-то упадет и не поднимется, и повеет холодом, и неожиданно станет жутко... Слова не позволяют погрузиться в особую атмосферу "Полетов": жеманный Версаль, транспонированный до подмосковных вечеров через "подводные течения" из чеховских пьес. Но аура здесь - самое главное, как и в другом балете Багановой - "Кленовый сад". И "Полеты", таким образом, - вторая серия цикла "Уральский куртуазный маньеризм".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
709
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2443
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1637
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1262

Другие новости