В Москве прошел очередной пленум Союза кинематографистов РФ. Руководитель Службы кинематографии Минкульта Александр Голутва отчитался за истекший год. Смысл выступления свелся к отчету о роли государства в жизни отечественного кино в минувшем году и повышении его роли в году наступающем. Доклад Голутвы пестрел цифрами, которые свидетельствовали о заметном увеличении бюджетного финансирования российского кино (в этом году - 45, в следующем - 60, речь идет об игровых картинах). На все кино в следующем году должно пойти порядка двух миллиардов рублей. Кроме того, Александр Алексеевич выразил озабоченность состоянием дел в российской анимации и пообещал именно мультипликаторам уделить самое пристальное внимание. А то наши мультипликаторы, удрученные отсутствием финансового внимания со стороны властей, все больше и больше на Запад подаются.
Поговорив о высоком, перешли к вопросу о собственности, т.е. опять к великому стоянию по обе стороны Киноцентра. Обсуждение опять носило очень эмоциональный характер, и даже можно сказать - только эмоциональный. Молчавший до того Никита Михалков в краткой, но пространной речи опять подверг осуждению представителей противоборствующего стана в лице Конфедерации союзов кинематографистов, с которой СК РФ больше десяти лет борется за вожделенное здание Киноцентра. Впрочем, в этот раз по сути дела "Конфедерация vs СК РФ" ничего сказано не было. Правда, упомянули ситуацию с Музеем кино, которому недавно, как известно, на несколько дней Киноцентр отключил свет. Скандал вокруг Музея кино - безусловно, очередной виток битвы за Киноцентр между Союзом кинематографистов РФ и Конфедерацией союзов кинематографистов бывших союзных республик, хотя Музей формально не имеет отношения ни к Союзу, ни к Киноцентру. Когда-то Киноцентр строился с учетом того, что на его территории будет находиться Музей кино. Учредителями Музея стали Министерство культуры РФ, Госкино РФ, Конфедерация союзов кинематографистов и Союз кинематографистов РФ. На данный момент Музей находится в юрисдикции Минкульта, хотя до недавнего времени его расходы оплачивал Союз, а с некоторых пор - сам Музей. Средства у Музея не Бог весть какие, и из этих средств платить за аренду и оплачивать коммунальные платежи непросто.
Однако есть такое понятие, как буква закона. Она бывает очень противной, эта буква, но она есть. Несмотря на то что Музей кино - единственное в России место, которое можно назвать просветительским центром по части кино, а дешевле билетов не сыскать в мире, официально право собственности на все здание Киноцентра целиком принадлежит ЗАО "Киноцентр". И именно у него Музей кино арендует свои метры площади. Поэтому формально упрекать ЗАО "Киноцентр" в том, что оно волюнтаристски отключило свет в Музее, нельзя. Оно имело на это право.
Другое дело, что кому-то да надо позаботиться о судьбе единственного в стране подобного Музея. Давно уж говорят о том, что неплохо бы переселить его в другое здание. В качестве примера назывались Провиантские склады на Крымской площади. Но этим надо заниматься всерьез. Увеличивая финансовые вливания в кинематограф, не надо забывать, что кинематограф начался не сегодня, и именно Музей за копейки приобщает синефилов к истории мирового кино. Уникальные программы в четырех залах Музея, ретроспективы лучших отечественных и зарубежных режиссеров, выставки┘
Свет включили. Что будет завтра - никто не знает. СК РФ и Конфедерация, вероятно, еще долго будут судиться за Киноцентр, на территории которого находится и Музей кино. Паны дерутся - у холопов чубы трещат.