Новый балет Дмитрия Брянцева "Цирк приехал!" заготовлен для показа на утренниках. Краткое содержание: в маленький городок прибывает труппа дрессированных зверей, заболевших по дороге. Доктор Айболит их вылечивает, и все танцуют. Цирк звериный, потому что Брянцеву захотелось использовать "Карнавал животных" Сен-Санса. Импрессионистские зарисовки композитора определяют номерной ход балета: звери из композиторского опуса пляшут вместе с живностью, внесенной постановщиком в бестиальный перечень. Музыку к первой половине спектакля написала Валерия Беседина, смело соединяющая похоронные мотивы Шопена с уроками веселой композиции от Тихона Хренникова. Одни звери в программке названы уважительно: слон, медведь. Другие ласкательно: цыплятки, лошадки. Танцы соответствующие. Слоны грузно топают, медведь, естественно, косолапит. Есть еще лошади-канканистки, лев-культурист, лиса-старлетка. Припасена и балетмейстерская находка. Очень оригинальная. Танец маленьких черепашек заимствован в "Лебедином озере", сами понимаете, из каких лебедей. Плясуны несколько тушуются на фоне сценографии Валерия Левенталя. Сами по себе декорации остроумно разноцветны, каждый в отдельности костюм исполнителей в стиле "мягкая игрушка" - тоже. Но в совокупности возникает дробный эффект "пестрого на пестром".
Увы, мотор брянцевской фантазии забуксовал в, казалось бы, благодатнейшем пространстве детского спектакля (Цирк! Звери!). Мало театральных придумок. Только воздушный шар пролетит раз-другой да огромный, с человека, медицинский градусник вызовет смех в зале. Да, еще Айболит прибывает на самокате. Но это капля в море. И дети, быстро уставшие от монотонного дублирования приема "выход хворого зверя с пантомимным рассказом, где болит", начали ерзать. Повторяемый два раза длинный звериный дивертисмент с однообразными танцевальными па (в балетах такого типа кенгуру не может не припрыгивать, а лошадка не держать руки "белочкой", а-ля Конек-Горбунок) рисковал совсем усыпить малолетнюю аудиторию.
Ко второму отделению Брянцев понял, что чрезмерно ровную линию спектакля необходимо взбить. Рецепт взбивания был найден в производственной сфере: в цирке идет представление, от аварии гаснет свет. У зрителей возникают глюки - дрессированные рыбки. И мерещится знаменитый "Умирающий Лебедь" (благодаря хореографии Фокина все знают эту музыку Сен-Санса), птица в детском балете вовсе не умирает, а тихо истаивает вдали. Из приема "тушите свет" вытекает следующий ход: "ура, починили пробки". Все ликуют. Конец спектакля.
Чтобы по-настоящему оценить поиски и находки этого балета, надо иметь не более пяти лет от роду. У прочих зрителей не хватит интеллекта.