В начале 90-х Андрис Лиепа поставил в Мариинском театре три балета Михаила Фокина времен дягилевских "Русских сезонов" - "Жар-птицу", "Петрушку" и "Шехеразаду". Знакомство с потомком хореографа, Изабель Фокиной, придало проекту высшую степень легитимности. Внучка одобрила начинание в честь великого деда, подтвердив подлинность восстановленной "тройчатки". Отвечая на претензии критиков (не совсем Фокин в хореографии, а в оформлении не точные Бакст, Головин и Бенуа), Лиепа ссылался на внучкин карт-бланш и указывал, что хореограф в продолжение долгой жизни не раз редактировал свои балеты. Не говоря уже о том, что бывшие артисты дягилевской антрепризы по-разному вспоминали букву оригинала, отчего в мире существуют разные варианты фокинских балетов.
Тогда же Андрис сделал фильм-балет, который возил по городам и весям, демонстрируя всем желающим, от балетоманских собраний до кинофестивалей. Заодно он сыграл трагикомического фокинского Петрушку (на роль Арапа пригласив Гедиминаса Таранду), жену Екатерину снял в малотанцевальной партии Царевны в "Жар-птице", а сестру Илзе - в партии Зобеиды, знойной красы гарема из "Шехеразады". Другой партнершей Андриса стала Нина Ананиашвили. Южная броскость ее Жар-птицы в ярко-красной пачке эффектно смотрится рядом с золотоволосой "нордической" внешностью Ивана-царевича - Лиепы.
Именуя свой опус то "немым кино", то фильмом-"фэнтези", автор убивал двух зайцев. Опять-таки отрицал критику, сетующую на неадекватность режиссуре и хореографии - панорамного, монтажного (нарезки меняются почти со скоростью клипа) и главным образом крупнопланового киноряда. И вместе с тем точно обозначал жанр фильма, в общедоступной форме подающего балет массовому зрителю. Ему, зрителю, все равно, близко это к оригиналу или нет. Зато смотрится броско: мотивы фокинского модерна (с его нарочито "извилистой", орнаментальной пластикой), равно как и цветистая, пряная сценография мирискусников, на экране жирно сгущены. Впечатление такое, как будто варенье доварили до повидла. Или сладкое блюдо посыпали сахаром.
В широком прокате фильм "Возвращение Жар-птицы" не шел. А тут подоспел век цифровых технологий. Грянула вторая серия проекта "Лиепа-Фокин". Фильм перевели на DVD под лейблом компаний Decca и Universal и активно раскручивают тираж за границей: тамошние бизнесмены мигом ухватили коммерческий потенциал шикарного проекта. Потребителю предложено обширное меню, позволяющее мгновенно попасть в любой эпизод трех балетов, и шестиканальный ("как в зале") звук. Вы услышите скрипичное соло Сергея Стадлера в "Шехеразаде". И почувствуете "поразительную негу изображения", как было сказано на пресс-конференции. Нега возникает из технического приема - снимали со скоростью 25 кадров в секунду, а компоновали в другом темпе, на один кадр в секунду меньше.
Только что выпущенный диск Андрис решил презентовать общественности с помощью живого танца в исполнении Мариинского балета. Правда, из программы выпал "Петрушка", потому что в питерском театре версию Лиепы заменили другой редакцией. ("Петрушку" из кино транслировали на установленном в зале экране перед началом.) Нина Ананиашвили и Илзе Лиепа пришли в Кремлевский дворец и смотрели на "свои" роли в трактовке Ирмы Ниорадзе (Жар-птица) и Юлии Махалиной (Зобеида). Союзником Махалиной в танце и сексуальным партнером по либретто стал Фарух Рузиматов, весь в золотых блестках и в серебряных шароварах. Спектакль обдавал колоритом русских сказок и восточных повестей "1001 ночи". Пленные царевны в "Жар-птице" томно танцевали с яблоками в руках перед Кощеем, звероподобные Кощеевы слуги выплескивали положенные им злобные "кривлянья", одалиски с нубийцами из "Шехеразады" извивались в оргиастических плясках - декоративная фокинская изобразительность, вернее, ее сегодняшнее понимание с подъемом передается театром.
Стоит ли купить DVD? Спектакль Мариинского театра - хореография в пышном антураже. В фильме "Возвращение Жар-птицы" слишком сильно бросается в глаза сам антураж. Но кинотанцу отдельных звезд балета порадоваться можно.