На этот фестиваль приехали двенадцать театров из российских городов, а также театр "Ибрус" из Баку.
Скептики утверждают, что разницы между молодыми и "немолодыми" театрами нет, и формально, быть может, они правы. К примеру, если сравнивать репертуар академий и новых театров, то в целом тенденции совпадают: та же русская и зарубежная классика, та же современная пьеса идут и здесь, и там. Риск эксперимента сегодня случается и в академиях (к примеру, МХАТ им. А.П. Чехова у нас в Москве и Александринский театр в Питере), а бывшие студии, напротив, порой тяготеют к академизму.
Ныне те театры, что возникли в горбачевскую перестройку, осознанно или бессознательно противопоставлявшие себя академии, способные развивать театральный язык - и авангардные, и тяготеющие к классичности высказывания, - оказались точно так же, как и театры с традицией, в положении жесткой зависимости от вкусов публики, от ее кошелька. Из оппозиционеров они стали если не друзьями, то коллегами по несчастью.
* * *
Все коллективы, принявшие участие в форуме, не похожи друг на друга ни по формам организации, ни по способам существования, ни по эстетическим позициям. Это говорит об одном: в последние десять-пятнадцать лет театры возникали по самым разным причинам. Вот взять хотя бы Омск, город с колоссальными театральными традициями. Сейчас здесь пять театров, два из них - новые: "Пятый" и "Галерка". Первый культивирует особую среду свободного творческого существования. Тут - котел, в котором варятся разные идеи, работают самые разные приглашенные режиссеры из Москвы, Тбилиси, Санкт-Петербурга. В театре всегда что-то происходит, он не бывает пуст. Здесь есть энергия поиска современного театрального языка. Ученики Петра Фоменко Марина Глуховская и Иван Поповски реализовывают здесь свои идеи.
Омская "Галерка" открылась, руководствуясь совсем другими принципами, прежде всего защитой прав актера. Сюда приходят из разных театров те, кто по тем или иным причинам не удержался, не смог, не захотел работать в других.
"Ангажемент" из Тюмени - молодежная стайка, курс, ставший театром, вчерашние студенты, пришедшие на сцену с жаждой работать. Молодежно-музыкальный театр из Сургута также возник недавно и также на базе курса. У воспитанников Бориса Голубовского тот же задор, та же энергия, что у их коллег из Тюмени.
Театр АТХ из Саратова в этом пионерском контексте - ветеран со стажем во главе с Иваном Верховых, создавшим его в 1988 году. За это время театр переезжал с места на место в славном городе Саратове двадцать раз и близок к тому, чтобы закрыться, а жаль, поскольку Академия театральных художеств (АТХ) - редкая компания современных артистов, понимающих толк в том, как должен меняться язык театра, каким должен быть современный герой на сцене, чтобы в него поверили. Драматургия Евгения Гришковца помогла театру. На фестивале АТХ показала спектакль "Как я съел собаку". Русский остров, на котором проходит флотскую службу герой, живет в воспоминаниях и исповеди героя, возвращающегося домой. Верховых ставит Гришковца в подчеркнуто радостной интонации, на контрапункте с тональностью пьесы. Жаль, если такая живая компания, получившая признание в Европе, компания, о которой Занусси снял фильм, не выживет. А дело идет к тому┘
* * *
"Театр Пилигримов" из Иркутска, напротив, не может пожаловаться на местные власти. Губернатор недавно отдал им дом князя Волконского, финансирует их самих, необходимые фестивальные гастроли. Вдохновитель и создатель "Пилигримов", музыкант, композитор, выпускник Ленинградской консерватории Владимир Соколов, питерец, оказавшийся с родителями в Иркутске и задержавшийся там на двадцать лет, создал театр, в котором музыке, голосу отданы большие права, нежели драме. На фестивале они показали две рок-оперы "Эдит Пиаф" и "Ave Maria". Последнее произведение было заказано католиками для открытия костела в Иркутске. Папа Римский Иоанн Павел II отметил это произведение. Ватикан вручил создателям оперы медаль.
Мастерская новой пьесы из Челябинска - тоже совсем молодая команда выпускниц Института культуры, которые сосредоточили свой интерес на современной пьесе, точнее - на осмыслении современной реальности. Они участвовали в постоянно действующем семинаре английского театра Roil Court. В прошлом году выступали в Москве в рамках фестиваля "Новая драма" во МХАТе им. А.П. Чехова со спектаклем "Солдатские письма", который также был показан в Омске. Ими осваивается ныне модная в Европе драма документа. Письма с чеченской войны реальных людей, судьбы их самих и тех, кто рядом, положены в основу спектакля, в котором искренностью исполнительниц латается растерянность перед документом как объектом игры.
Однако эта компания молодых актрис оставляет впечатление живой, подвижной, азартной, и, будем надеяться, у них случится встреча с подлинным текстом, который проявит их пока смутные и неясные воззрения на театр.
* * *
Хозяева - "Пятый театр" - открывали фестиваль премьерой. Анатолий Праудин поставил здесь гоголевскую "Женитьбу". Гоголь осмыслен известным питерским режиссером как нежный и печальный романтик. Подколесин (Сергей Оленберг) здесь сближен с мечтательным Обломовым, который в сладостном покое мечтает о жизни на огромной кровати, зависшей в воздухе. Кочкарев (Сергей Зубенко) не озабочен тем, чтобы взять реванш за свою неудачную женитьбу и подложить свинью товарищу. На их аристократизме присутствует налет вырождения. А Агафья Тихоновна (Мария Долганева) непременно хочет в мужья благородного, среди которых нет ни одного полноценного мужчины.
Эта невероятная история (а на этом настаивает Праудин, апеллируя к тексту Гоголя) заканчивается драматически. Подколесин выбрасывается в окно, но пролетка отвезет его не обратно на диван. Подколесин гибнет в этом роковом прыжке, как умирает, не выдержав этого испытания, Кочкарев, которого погребут на наших глазах под траурными черными шелковыми платками.
Москву на этом фестивале представляли два театра "Модернъ" со спектаклем Светланы Враговой по пьесе Рустама Ибрагимбекова "Петля" и театр "АпАрте" со спектаклем "Маша, Ирина, Ольга и др." по пьесе Антона Чехова "Три сестры", поставленным Андреем Любимовым, который также является художественным руководителем "Пятого театра". Санкт-Петербург представляла Экспериментальная сцена театра-фестиваля "Балтийский дом" спектаклем "Крокодил" Корнея Чуковского, поставленным Анатолием Праудиным. Все они прошли с успехом.
Менее известен пока из перечисленных столичных театров "АпАрте", который вот-вот справит свое новоселье, потому чуть подробней о спектакле, представленном на фестиваль, где состоялась премьера, а по утверждению артистов, практически прогон. Для Андрея Любимова важен один вопрос: "Почему жизнь всех трех сестер не складывается?" Он последовательно ищет в тексте на него ответ. Чеховские герои в этом спектакле раздражающе неприятны. Здесь никто не слышит, не слушает никого. Пьесу режиссер превращает в царство монологов. Вершинин (Роман Петропавловский) говорит о будущем, чтобы просто говорить, ни минуты нельзя сомневаться в том, что барон (Дмитрий Дежин) пойдет работать. Он уходит со службы не работы ради, а из-за лени. Его не жаль, когда он уходит на дуэль. Одним бароном меньше, одним бароном больше. Но все-таки лучше, когда больше, и должно быть жаль.
Омск-Москва