В сознании массовой аудитории Родион Щедрин существовал всегда как-то обособленно от других композиторов земли русской. Виною тому была сумасшедшая популярность его жены, Майи Плисецкой, и в какой-то степени сам Щедрин положил свой талант на алтарь любви к своей супруге, ибо самое известное произведение, которое в мире знает каждый второй, - "Кармен-сюита" - было написано, как известно, для нее. Однако столь "однобокий" образ композитора, ставшего классиком, похоже, не устраивал ни его самого, ни почитателей его таланта, коих оказалось много. Именно по этой причине артистическое агентство "Краутерконцерт" решилось на достаточно амбициозную акцию - фестиваль музыки Щедрина. Пышное же открытие фестиваля, состоявшееся в понедельник вечером в Большом театре, должно было магнитом притянуть полгорода, ибо помимо Щедрина нам обещались показать почти не выступающего у нас звездного скрипача Максима Венгерова (в мировой табели о рангах он стоит под номером один), комические сцены с участием Анастасии Волочковой ("Кармен-сюита") и сюрприз, о содержании которого все догадывались, но предпочитали не говорить вслух.
Сюрприз заключался в выходе на сцену Майи Михайловны Плисецкой. Балерина исполнила композицию, специально поставленную к ее недавнему юбилею Морисом Бежаром на музыку "Аве Марии" Баха-Гуно. Облаченная в черное, с двумя веерами, окутанная таинственным полумраком, балерина, как блоковская Прекрасная Дама, исполнила эту миниатюру с присущим ей изяществом, продемонстрировав удивительную гибкость и гармоничность каждого жеста. Этот почти домашний подарок мужу, по счастью, не затмил музыку самого Щедрина, звучавшую в тот вечер в изобилии. Не жалевший себя в течение двух часов Большой симфонический оркестр имени Чайковского с неизменным маэстро Федосеевым за пультом открыл вечер блестящей пьесой "Озорные частушки", создавшей атмосферу легкой непринужденности, а затем вдвоем с темпераментным финским пианистом Олли Мустоненом разыграл финал щедринского Четвертого фортепианного концерта. Вместо Максима Венгерова публика получила недюжинную порцию трагизма и непроизвольных мизансцен от Камерного хора Московской консерватории, исполнившего грандиозную фреску "Казнь Пугачева". Достаточно пестрый на первый взгляд набор произведений дал, однако, полное представление о художественном мире композитора - очень пестром и многогранном.
"Праздник имени себя" Родион Щедрин по собственной воле решил завершить подарком публике, преподнеся ей Анастасию Волочкову в образе Кармен. Наибольшую ценность этот данайский дар представлял для Майи Плисецкой - глядя на округлую, сытую, блондинистую и довольную собою Кармен XXI столетия, балерина лишний раз могла убедиться в собственной неповторимости, ибо ее великий образ цыганки превзойти невозможно. Учитывая то, что о танцах Анастасии Волочковой ныне осведомлена вся страна, пересказывать происходившее на сцене, вероятно, не имеет смысла - скажем лишь, что в общем и целом вечер завершился благополучно и Кармен в наказание за свои танцы получила сполна.