0
822
Газета Культура Интернет-версия

03.12.2002 00:00:00

Мусорщики

Тэги: кинематограф, госзаказ, бюджет


Два месяца назад правительство издало распоряжение "О мерах государственной поддержки развития кинопроизводства национальных фильмов". Кроме того, "Минкультуры России в 3-месячный срок необходимо определить приоритетные темы национальных фильмов для осуществления в установленном порядке государственного финансирования их производства и проката".

Мы так часто в поисках синонима к слову "кинематограф" употребляем "важнейшее из искусств", что давным-давно забыли: вождь мирового пролетариата закончил знаменитую фразу словами "┘и цирк". Движущиеся картинки, за двадцать лет до того придуманные братьями-французами, простенькие немые безобидные мелодрамы с роковой красавицей Верой Холодной или - наоборот - немой, но оттого не менее великолепный и величественный "Броненосец "Потемкин". И тут же, рядом - "Здравствуй, Бим!" - "Здравствуй, Бом!", блестящие гимнасты и мужественные канатоходцы. Досуг советскому человеку обеспечен, все довольны, все по домам, спать. Кто ж знал тогда, что уже через несколько лет начнет чудить Бунюэль со своим сюрреализмом, а потом - того хуже - появятся режиссеры и фильмы, сделавшие кино серьезным видом искусства, что он сам, вождь мирового пролетариата, на экране предстанет не только великим рулевым, как в "Ленине в октябре", не только самым человечным человеком, как в "Человеке с ружьем", но и умирающим тираном-маразматиком, как в "Тельце". Если б знал, наверное, стрелял бы немногочисленных тогда кинематографистов с не меньшим удовольствием, чем священников.

***

Нынешняя власть всерьез вняла завету Ленина, решив на деле застолбить за кинематографом приоритет перед остальными видами искусства. Кинематограф получил весомые дотации от государства - в 2003 году кинобюджет составит 1,5 млрд. руб. в год. Из этих денег треть выделена на непосредственное финансирование фильмов. Власть - не мать Тереза и просто так, ни с того ни с сего, абы кому деньги давать не станет. Да и киношники - не девицы недозрелые, понимают: кто музыку заказывает, тот девушку и танцует. Во многих европейских странах существует давняя практика государственной поддержки кинематографа. Во Франции, например, этим занимается специальная довольно громоздкая структура - комитет по финансированию кино. Французский кинематограф, давший миру Годара и Трюффо, охотно кормится из рук государства. Правда, во Франции процент от проката любой картины, даже если она снята на частные деньги, идет на развитие национального кинематографа. Получается, что кино с помощью проката через государство само себя поддерживает.

***

У нас решили пойти другим путем и издать то самое распоряжение. В распоряжении предписывается к 2006 году увеличить количество выпускаемых игровых фильмов до 100, анимационных - до 65, документальных - до 330. Для сравнения: крошечный Гонконг выпускает 600 игровых картин в год. А неофициально считается, что говорить о национальном кинематографе как общественном, культурном феномене можно лишь в том случае, если в стране выпускается не менее 100 фильмов в год. Россия же в этом году родила 57. Так что, как видно, рановато нам пока считать себя кинодержавой.

Однако власти предержащие, как им кажется, нашли выход. Обязав Министерство культуры увеличить "фильмомассу", правительство в том же распоряжении предписало, как это сделать. Таким образом, всего через месяц мы должны узнать, какое кино для нас приоритетное, а какое - так себе, необязательное. Вряд ли кого-нибудь удивит мысль, что во всем мире приоритетным принято считать хорошее кино, а не приоритетным - плохое. Впрочем, в советские времена приоритетным считалось кино про колхозников, сталеваров, Ленина, высотников, партизан, про слияние города и деревни и глобально - про высокий моральный уровень советского человека. Не приоритетным считалось кино Германа, Тарковского, Аскольдова, фильмы про любовь замужней женщины и женатого мужчины, а также любое иностранное кино, если оно не осуждало всю гнусность капитализма. Бергман, Хичкок, Феллини, Пазолини были почти официальными аутсайдерами на просторах СССР.

***

Те времена прошли. Идеология, прилепившаяся к кинематографу как банный лист, отлепилась, приоритеты сместились и смешались. Но, как показывает практика, история повторяется - порой в виде фарса, порой - посерьезнее.

Киночиновники опять берут под козырек, с подачи государства избавляя режиссеров - разработчиков приоритетных тем искать деньги у спонсоров. Интересно, что Служба кинематографии Минкульта не может ответить на вопрос, какие такие приоритетные темы она намерена определить через месяц. Правда, руководитель Департамента государственной поддержки кинематографии Сергей Лазарук охотно подтвердил, что особое внимание будет уделяться детскому и историческому кино. Заявок на господдержку сейчас в Минкульте порядка 700 штук, и решать, кто из претендентов ее получит, будет специальный экспертный совет, состоящий из 16 человек. Совет, кстати, состоит в основном из тех же самых киношников - режиссеров, продюсеров, сценаристов.

***

Безусловно, государство вправе решать, кому, на что и за что давать деньги. Но печаль в том, что мы опять возвращаемся к тому, с чего начинали, - к системе госзаказа, абсолютно советской, заидеологизированной и неэффективной. История знает случаи, когда шедевры создавались по заказу, ну, например, "Реквием" Моцарта. Но исключения, как известно, лишь подтверждают правило. Достаточно посмотреть на список фильмов, созданных при государственной поддержке в прошлом году. Тридцать фильмов. "Граница" Александра Митты, "Подари мне лунный свет" Дмитрия Астрахана, "Тайны дворцовых переворотов" Светланы Дружининой (показанные только по ТВ), "Яды, или Всемирная история отравлений" Карена Шахназарова, "Апрель" Константина Мурзенко, "Сказ про Федота-стрельца" Сергея Овчарова, "В августе 44-го" Михаила Пташука, "Конец века" Константина Лопушанского, "Мать и сын" Александра Сокурова. Вот, пожалуй, и все фильмы, которые хоть как-то засветились на российском кинонебосклоне. Еще несколько из тридцатки вышли в прокат - "Мусорщик" Георгия Шенгелия, "Коллекционер" Юрия Грымова, "Лиса Алиса" Евгения Лунгина, "101-й километр" Леонида Марягина, "Рождественская мистерия" Андрея Кравчука и Юрия Фетинга. Поднимите руку, кто видел эти фильмы в кино. Чиновники Минкульта яростно открещиваются от сравнения нынешней реформы кино с госзаказом. Но суть дела от этого не меняется. Российский кинематограф опять пришел к тому самому госзаказу, что априори определяет качество фильмов, которые нам с вами предстояло, а теперь и предстоит смотреть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
556
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2281
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1501
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1131

Другие новости