В русле возникшей в последнее время в американском кинематографе новой моде на эпические фильмы о Второй мировой войне появление ленты "Говорящие с ветром" вполне закономерно. Но рассказ о сражении американских солдат с японцами на тихоокеанском острове Сайпан в интерпретации бывшего гонконгского режиссера Джона Ву, уже почти десятилетие осваивающего принципы голливудского кино, почти не напоминает такие этапные ленты, как "Спасти рядового Райана" Стивена Спилберга и "Тонкая красная линия" Терренса Малика. Хотя с последней из них должно было бы быть больше сходства, поскольку там действие происходило тоже в Тихом океане, на Гуадалканале, одном из Соломоновых островов.
На самом-то деле Ву, будучи давним поклонником Сэма Пекинпа, старается изо всех сил копировать эффектные боевые сцены, например, из "Дикой банды" и "Железного креста", когда тела от взрывов разлетаются в разные стороны. Он насыщает экран массой специальных военных трюков, словно пытаясь оправдать громадный бюджет (100 млн. долл.), пусть и не очень понятно в отличие, допустим, от действительно масштабного "Перл-Харбора" Майкла Бея, куда же подобная сумма была потрачена. Но того чувства ужаса от бесчеловечной бойни, который производят на зрителей не столь дорогостоящие ленты Спилберга и Малика, картина "Говорящие с ветром" отнюдь не порождает. Напротив, "вся эта взрывающаяся машинерия" начинает казаться невсамделишной и несерьезной, из-за чего и драма воющих людей не воспринимается с сопереживанием. Даже у Пекинпа в "Железном кресте" батальные аттракционы не мешали выражению несомненного антивоенного пафоса в истории немолодого немецкого сержанта, вынужденного сражаться на Дону, изо дня в день делая свою грязную работу солдата.
А тут все существует как бы отдельно - кровопролитная битва за Сайпан; основанная на подлинных фактах сюжетная линия с воинами-индейцами из племени навахо, чей редкий язык использовался для шифрованных донесений с поля боя; рассказ о судьбе морского пехотинца Джозефа Эндерса, который потерял свой взвод в предыдущем сражении и был приставлен к связисту Бену Яхзи, чтобы в случае необходимости уничтожить обладателя шифра. Вместо повести с "окопной правдой" или фильма о настоящей мужской дружбе, насквозь пропахшей порохом, взамен эпической пацифистской драмы о "закате цивилизации" или мощного военного киноромана о рядовых солдатах на самой большой войне мы видим некий гибрид "взрывного боевика" с авантюрно-шпионским детективом, дополненный историей нескольких воющих. А начало и финал "Говорящих с ветром", разворачивающиеся на фоне знаменитого Большого каньона, лишь намекают на улетучившееся прочь "большое дыхание", с которым так и не смог совладать Джон Ву, оказавшийся "беглецом на короткие дистанции".
Неудача же ленты в прокате (во всем мире она собрала меньше своего бюджета) доказала, что деньги были пущены на ветер. Лучше бы Ву продолжил эксплуатировать громадный коммерческий успех своей предшествующей картины, шпионского боевика "Миссия невыполнима-2", а не замахивался на военное эпическое кино. У него получилось только кровавое месиво, жирно размазанное по экрану.