Организаторы недели - посольство Израиля в Москве, Министерство культуры РФ, Российский еврейский конгресс. "Когда Ленин сказал, что из всех искусств важнейшее - кино, он вряд ли имел в виду кино израильское. Советских евреев оберегали от его влияния, мы даже не знали, что оно есть", - сказал президент конгресса Евгений Сатановский. Бросив ироничный упрек Советам, он резонно разделил израильское и еврейское кино. Последнее снимается во всем мире и посвящается в последние годы в основном политкорректной теме неполиткорректного Холокоста. "Список Шиндлера" Спилберга, "Жизнь прекрасна" Бениньи, "Вкус солнечного света" Иштвана Сабо, "Нечестное состязание" Этторе Сколы, "Мы должны помогать друг другу" Яна Гржебейка, "Пианист" Романа Полански - мейнстримовский гламур (картина венгра Фридьеша Гедреша о Холокосте так и называется - "Гламур") разрабатывает один-единственный универсалистский штамп. Он имеет мало общего с реальной трагедией и не похож на малобюджетные, психологически точные фильмы недели, осваивающие иные конфликтные зоны.
Кинематограф Израиля молод и пока не плодовит. Режиссеры, коим за тридцать, уже не считаются "молодыми". В 2002 году выпущено всего десять полнометражных лент. Однако подобный минимализм не отражается на качестве фильмов. По словам Дана Орьяна, атташе по культуре, в последнее время израильское кино, ориентируясь на Европу, перестало быть ортодоксальным и обратило внимание на проблемы личности и многообразие культур. В фильме "Цирк Палестина" (1998, пять призов Киноакадемии Израиля) режиссер Эяль Халфон, автор скандального "Финала кубка", не идеализирует ни евреев, ни палестинцев. Сержант израильской армии (Басам Зоамот) срывает палестинские флаги, которые вскоре появляются вновь. "Мы живем в стране, где людям было выдано слишком много обещаний", - разводит руками сержант.
Казалось бы, мультикультурное, многонациональное государство, обретающееся в состоянии перманентной войны (не напоминает ли это наши проблемы?), должно продуцировать фильмы с идеей, организующей нацию, зовущей на подвиг. Однако - странное дело! - оказывается, людей объединяют вовсе не догма, не идиома, спущенная сверху, как вода в туалетном бачке, а драмы и перверсии маленького человека, фильмы с далеким от политики, частным сюжетом. Именно такое кино делает родных, соседей, сограждан более близкими и понятными.
Действительно, зачем надрываться в поисках народного героя? Можно показать в ленте "Томимый любовью из третьего квартала" (1995, режиссер Шаби Габизон), что недалекий мещанин и прагматик Виктор (известный актер Моше Игви), влюбившись, совершает рыцарские поступки. Не надо искать "слабое звено". Достаточно снять "Поздний брак" (дебют Довера Косашвили, лидер проката 2001 г.), герой которого не может защитить любимую женщину Юдифь (Ронит Элькабец) от родичей, патриархальных фаллократов, считающих, что разведенка с ребенком ему не пара. Ситуация осложняется, ибо речь идет об иммигрантах из Грузии. Режиссеру жалко героев до слез. Но приходится настоять, что в шатком мире традиция - способ выжить. Вдали от родины начинаешь верить в искусственные преграды.
К драмам, в которых вроде из-за мелочей разбиваются сердца и судьбы, принадлежит "Афула-экспресс" (1997) Юли Шлез. Батия следует в город за любимым, которому приспичило переквалифицироваться из слесарей в фокусники. Памятуя, что делает зрительское кино, Юли Шлез пристегивает хеппи-энд - фокус удался, разругавшаяся пара примирилась. Интересная деталь: дворничиху играет русская иммигрантка Эвлин Каплун, получившая в 1999 году за роль в "Друзьях Яны" Арика Каплуна награду в Карловых Варах. Видимо, лента "Афула-экспресс" положила начало новой кинематографической карьере Эвлин.
Действие картины "Перекресток Вулкан" (1999) происходит в октябре 1973 года, за неделю до Войны Судного дня. У ребят, членов рок-группы, несущественные заморочки: где брать уроки музыки, выступать ли на концерте? С первым днем войны ценности меняются. Нужно ли дожидаться беды, чтобы понять, что вселенная не исчерпывается покупкой синтезатора - интересуется режиссер Эран Риклис. Но людям свойственны парадоксы. Чем локальней проблема, тем острее переживания. Посему бурные чувства есть лишь в фильмах о любви. Фильм Амоса Гитая "Киппур" (2000), сделанный о начале Войны Судного дня, вовсе лишен эмоций. Фильм напоминает труды американского авангарда (Гитай получил кинообразование в Америке и Европе) - Энди Уорхолла, запечатлевавшего те или иные процессы в реальном времени, и опусы Эми Гринфилд. Причины, значение войны вынесены за скобки. В кадре - рутинные действия спасательной группы воздушных сил: вертолет, высадка, беготня, скольжение в жидкой грязи, раненые, носилки. Фильм имеет большой успех. Картина "Кедма", снятая Гитаем в этом году, была показана на МКФ в Канне и Москве.