0
1313
Газета Культура Интернет-версия

25.11.2002 00:00:00

Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью?

Тэги: надж, спектакль, театр, кафка


Французский культурный центр может заносить в победные анналы как прошлые гастроли Жозефа Наджа со спектаклем "Полуночники", так и нынешние показы в рамках фестиваля NET - "Время отступления" и "Войцек". От работ Наджа возникает послевкусие, как от хорошего вина. Оттенки смыслов и эмоций множатся и смешиваются, и в конце концов зритель смакует очень редкое в театре чувство - художественную полноту, выраженность невыразимого: словно мир разорвался на части, но каким-то немыслимым образом все вернулось на свои места.

Можно разгадывать эти опусы как кроссворд - что откуда взято, благо сам Надж использует визуальную шифровку как прием. Но лучше всего их просто разглядывать, потому что автор решительно предпочитает "вчувствование" в плоть жизни умозрительным спекуляциям. Наклонности живописца (увлечение молодости) заставляют его выстраивать постановки как ожившие картины, в свою очередь состоящие из череды малых картинок. Это совсем не танец и не пантомима, но череда взаимодействий человека с другим человеком, с окружающими его звуками. С вещами, сжимающими героев спектакля в тиски, из которых не вырваться. Мир Наджа предметами специально перенасыщен, предметы - провокаторы действия, возведенная в энную степень театральная заповедь про ружье на стенке в первом акте, которое непременно должно выстрелить в финале. Здешние ружья непрерывно палят и, кажется, артиллерийскими зарядами.

Так устроено "Время отступления" - спектакль-дуэт, в котором тексты Софокла смешаны с антуражем живописи Шагала. Смесь пронизана дробью перкуссионных Владимира Тарасова, переполнена отзывчивой к дробям пластической "дрожью" в телах необычайно музыкальных исполнителей - Жозефа Наджа и Сесиль Тьеблемон. Зрители решают задачку: дано - один стол, два стула, два дорожных посоха. Еще свеча, вязанка дров, булыжник, статуэтка петуха, грецкий орех и доска, на которой мелом рисуют домик и человечков. Что получится? Мир двух марионеток, господа, которые мечтают стать демиургами. Театр пощечин, раздаваемых бытием. Этот театр создается почти без слов, но с преувеличенно-клоунской риторикой жеста и с острым чувством пространства - сценического и вселенского. Так выглядит античная трагедия, если ее сыграть в цирке.

В "Войцеке" режиссер становится диагностом и копается в свернутой набок психике героя драмы австрийца Бюхнера. В начале XIX века тот написал новаторское и странно провидческое произведение: словно Фрейд и Беккет были бюхнеровскими современниками, а Достоевский уже устарел. Надж делает из мрачной пьесы фарс: когда трупы ежедневно рутинно перечисляются в новостях, только так можно вернуть теме убийства и самоубийства исконный личностный смысл. Мир на сцене безумен, но не безумнее цивилизации. Перманентная житейская "дедовщина" спектакля - бред, но не бредовее знакомого каждому ужаса принудительного общения.

В старинных балетах персонажи во что-то вслушиваются и чего-то ожидают (знаменитое романтическое "томление"). В пластических драмах Наджа герои к чему-то принюхиваются, к кому-то бесцельно цепляются. И надсадно мычат. Когда на сцене неожиданно возникает то самое томление - их натужное мычание стоит многих монологов. Главный прием постановщика - нарастание гэгов "а-ля немое кино" - в одно мгновение кажется избыточным, но в другое себя оправдывает. Потому что скособоченные, жалкие и зловещие персонажи "Войцека", в тесноте и в обиде ютящиеся на пятачке сцены, созданы из блестящей актерской техники исполнителей, среди которых сам Надж. Их жесты удивительно "выпуклы": даже издалека, с балкона Центра имени Мейерхольда, видно, как моргают глаза и дрожат пальцы (и то и другое очень важно). И зрители смеются, чтоб не заплакать, когда здесь тешат кол на голове и ломятся в открытую дверь. В буквальном смысле.

...Диссидентская советская шутка, корежившая лозунговое "мы рождены, чтоб сказку сделать былью" со сказки на Кафку, подходит не только давешним, напрямую поставленным по Кафке "Полуночникам", но и Наджу вообще. Но фраза, во-первых, теряет политический оттенок, становясь притчей для всех, во-вторых, требует - и это главное! - вопросительного знака. Конечно, герои похожи на Грегора Замзу за миг до превращения в насекомое. Но и этим героям подходит эпиграф, выбранный Наджем для "Времени отступления": "Любить - это, может быть, учиться ходить в этом мире". А проблема любви выходит за рамки компетентности насекомых.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
725
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2464
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1655
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1276

Другие новости