Американский фильм "Как Майк" со стремительно восходящей юной звездой хип-хопа Лилом Боу Воу в главной роли приютского сироты, нечаянно обретающего волшебный баскетбольный дар, ярко выделяется в уже длинноватом ряду семейно-детдомовских фильмов (последние из известных - "Стюарт Литтл" и "Стюарт Литтл-2", "Том и Томас").
Во-первых, кино безошибочно удовлетворяет вкусам аудитории детской (потому что про детей), подростковой (потому что про хип-хоп), женской (потому что трогательно), мужской (потому что "баскетбольно"), афроамериканской (потому что в главной роли - афроамериканец), белой и азиатской (потому что в ролях друзей главного героя - WASP и китаяночка), и, наконец, демократическо-политкорректной, потому что никого не забыли.
Во-вторых, в фильме есть, не побоюсь этого слова, веселый драйв, искрящаяся радость жизни. Ребятам в детдоме живется несладко: бедно, да и директор (Криспин Гловер, "Ангелы Чарли") сволочь порядочная, но они совершенно естественно, без натяга и напряга радуются всему хорошему, что у них в жизни происходит, и эта радость столь же естественно и ненавязчиво передается зрителю. А как известно, наше существование (за исключением совсем уж тяжких моментов) таково, каковым мы его воспринимаем.
И, наконец, в-третьих, главная находка фильма - главный герой Кельвин (Лил Боу Воу). Этот искрометный негритенок, похожий на юного Майкла (не Джордана - Джексона!) с косичками, уже выпустил два диска, в прошлом году (в 13 лет!) открывал вместе с Мадонной церемонию Грэмми и красуется в Книге рекордов Гиннесса как самый молодой исполнитель, забравшийся на верхушку рэп-чарта. Несмотря на то что на вид ему от силы лет двенадцать, он отличный актер и, по признанию снимавшихся в эпизодах звезд NBA, неплохо играет в баскетбол.
Вообще, если бы не актеры, фильм с незамысловатым сюжетом а-ля Золушка в баскетбольных кроссовках Майкла Джордана (в роли хрустальных туфелек) мог бы оказаться банальным. Подарили парню старые кроссовки звезды NBA, и он заиграл, "как Майк", пока "ровно в полночь" обувь не порвалась и он не потерял магические способности, но зато обрел отца. Несмотря на неизбежные по сюжету потуги плохого директора отобрать у мальчика право на счастье.
Но хороши все: и друг Кельвина Мерф (старший брат Стюарта Литтла Джонатан Липники), и кельвинов наставник-баскетболист Трейси, ставший ребятам приемным отцом, о котором можно только мечтать (Моррис Честнат, "Ребята по соседству"), и тренер Вагнер (Роберт Фостер, "Блики в золотом глазу"). Хороша единственная в фильме короткая сцена, где появляется рэп: Кельвин рэпует, а Трейси заявляет ему, что рэппер из него никакой, и тут же показывает класс.
А еще хороши легкие, почти незаметные аллюзии на другие знаменитые детские фильмы. Вроде финальной погони автомобилей с негодяями за детьми на двухколесных средствах передвижения (правда, на мотосамокатах, а не на велосипедах), в которой любой недавно посмотревший (или пересмотревший) "E.T." Спилберга узнает соответствующий волнующий момент.