Устав ждать, когда горожане пойдут за современным искусством в музеи и галереи, само искусство шагнуло на улицы Екатеринбурга. Художественная оккупация города получила название "Фестиваль А_РЕАЛ 001. Искусство в общественных пространствах".
Целью "А_РЕАЛа" было не просто сделать вне стен галерей какое-то количество выставок, но представить городу такое искусство, которое по сути своей направлено на работу в городской среде. Которое в галерейных стенах теряет смысл, потому что сделано для улицы. И не для завсегдатаев вернисажей, но для тех, кто далек от художественного процесса - кто по улицам ходит.
Организаторы "А_РЕАЛа" - Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства - не скрывают, что одна из главных задач фестиваля - просветительская: показать широкому зрителю, что современное искусство может быть к нему близким и ему интересным. Другая задача - педагогически-промоутерская: предоставить художникам, в большинстве молодым, возможность на людей посмотреть и в первую очередь себя показать (проекты для фестиваля отбирались в результате конкурса, и участники собрались со всей страны). Третья - исследовательская: посмотреть, насколько город готов воспринимать современное искусство.
Последняя задача, кстати, была выполнена с наиболее впечатляющим результатом. Истомленные культурным дефицитом, местные СМИ активно освещали фестиваль. В одном случае это привело даже к скандалу, в центре которого оказалась работа художника Владимира Логутова. На окраине Екатеринбурга, в спальном Ленинском районе, Логутов арендовал стандартный рекламный щит, на котором поместил биллборд с тремя словами: "Здесь был Вова" (подразумевая, конечно, себя - и с глубокомысленным обоснованием вроде того, что как "маленький человек" царапает свое имя на заборе, так "большой человек" рекламирует свое присутствие в городе, а "совсем большой" вписывает себя в историю страны). Волею судьбы установка биллборда совпала с днем рождения Путина. Биллборд показали по всем телеканалам с абсолютно однозначным комментарием: плакат про "Вову" - подарок президенту. Следующий виток развития сюжета был таков: глава районной администрации узрел в "Вове" уже намек на Ленина, чье имя носит район, и потребовал прекратить глумление и плакат убрать.
Молодой и модный Николай Олейников (Нижний Новгород) устроил на одной из автобусных остановок в центре города нечто вроде ежедневного сериала. В стеклянной стене остановки, там, где обычно бывает реклама, он поместил яркие плакаты, которые сменялись каждый день. Сквозными героями плакатов были старик и девочка, отпускавшие малопонятные реплики типа "Вчера всю ночь под окном какой-то козел бегал и что-то сверкало", и только тем, кто ежедневно следил за "развитием сюжета", в конце становилось ясно, что художник осовременил бажовское "Серебряное копытце" - текст и автор для Екатеринбурга культовые - и сделал из него рекламу некоего фиктивного банка.
Очень чистую и сильную работу сделала москвичка Аня Титовец. В течение недели она бродила по Екатеринбургу и записывала звуки города: уличный шум, гул завода, звуки из обычной городской квартиры┘ Смикшированные вместе, звуки были "выставлены" в кофейне "Тот". Одним лаконичным жестом Титовец сумела создать всеобъемлющую звуковую среду, при всей своей абстрактности великолепно передающую атмосферу жизни в большом промышленном городе.
Нижнетагильская группа "ЗерГут" недавно перебралась жить на Урал и эту перемену в своей жизни решила отметить перформансом "Замуж за Екатеринбург". Участники группы - трое дюжих сибирских парней - обрядились в белые платья невест и, спотыкаясь на каблуках, повторили традиционный свадебный маршрут по всем достопримечательностям города. Надо сказать, что невольные зрители проекта отнеслись к "невестам" легко и доброжелательно. Неизбежные для такого рода проектов гомосексуальные интерпретации практически не звучали. Но одна бабушка все же выступила строгим судьей, заявив: "Они ж ни ходить не умеют, ни платье носить. Ну что это такое!"
Однако самым удачным проектом оказалась "Экскурсия в Дом-музей П. Бажова" маститого Леонида Тишкова. В дом уральского сказочника Тишков принес собственные сказки. В результате дом огласился птичьим пением, шумом леса, шорохами. Главный персонаж Тишкова - "Вязаник", существо, связанное мамой художника так же, как все уральские старушки вяжут цветные половички. Зрителям был представлен сам Вязаник и фильм о его приключениях в уральском лесу. И все это создавало очень мягкую, детскую атмосферу, в которую с восторгом погружались зрители без различия возраста и интеллектуальных предпочтений. Чего, собственно, и добивались устроители фестиваля.
Екатеринбург