Когда Леонардо да Винчи устраивался на работу к миланскому герцогу, он написал свою собственную рекомендацию. Эдакий послужной список. В нем подчеркивалось, что Леонардо очень даже в состоянии построить мост, крепость, соорудить ядрометательную пушку и еще массу полезных вещиц (как раз герцог вел войну). Насчет же того, что он художник, говорилось вскользь и без особого пафоса. В итоге Федерико Сфорца художника принял и потом расхлебывал его причуды. Выяснилось, что идей у Леонардо много, но до их воплощения руки у самого мастера не доходят.
То, что не смог сделать сам да Винчи, через 500 лет завершили его поклонники. В начале ХХ века в Миланском музее науки и технологии по чертежам воссозданы модели его механизмов. Как заверяют сотрудники Политехнического музея, лучшие образцы прибыли на юбилейную выставку в Москву (550 лет гению и 130 лет нашему музею).
Среди самых занятных экспонатов - "Вечный двигатель", который, по мысли Лео, должен продемонстрировать невозможность вечного двигателя. Гордость выставки - бронированный фургон, прообраз танка. Имеется чуть ли не в полную величину "Самодвижущаяся повозка", заводившаяся на манер будильника пружиной. С тем же пружинным двигателем работает и "Летательная машина". Не говоря уже о таких мелочах, как первый шарикоподшипник или знаменитый воздушный винт.
Но вся эта роскошь изобретательного ума перекрыта изысками экспозиционеров. Каждый из предметов помещен в довольно странное пространство: вокруг разбросаны искусственные цветы и расставлены картонные вазоны (намек на итальянский пейзаж). Совсем провинциально выглядит подкова в отдельной витрине - вклад москвичей. Современница Леонардо, она, видимо, должна продемонстрировать отсталость русской технической мысли.
То, что имя главного художника планеты привлечет внимание к выставке, - сомнений не вызывает. Единственное сомнение - вряд ли после московской презентации он зарекомендует себя как гениальный инженер. Для этого ему недостает дара художника.