0
686
Газета Культура Интернет-версия

20.11.2002 00:00:00

"Повседневную жизнь нужно воспринимать поэтически"

Тэги: фестиваль net, надж, хареограф


- Как сын плотника и внук крестьянина из маленького местечка в Юго-Восточной Европе пришел в театр?

- Случайно. Но это заставляет задуматься над ролью случая в жизни. Безусловно, мы к чему-то предназначены судьбой, и когда проходит время, это предназначение проверяется тем, как складывается наша жизнь. Для этого надо не сидеть на месте, пробовать самые разные вещи, для которых у нас возникают желания. Я не собирался с детства заниматься тем, что делаю сегодня, но, оглядываясь назад, я рад, что у меня в жизни произошли встречи, возможности, совпадения, которые мне позволили стать самим собой. Сначала я хотел стать художником. А когда начал учиться живописи в Будапеште - не уделял этому достаточно времени. Как-то раз из любопытства я пришел и посмотрел, чем занимаются на театральных курсах. Мне стало интересно - и все. Я стал учиться не только драматическому театру, но и эстетике кино, теории музыки: все, что мне мог дать Будапештский университет, я постарался взять.

Благодаря опыту сцены и танца я смог развить свой подлинный мир, свое мышление. С помощью тела я могу выразить то, что необходимо выразить. И уже с позиций этого опыта я по-новому возвращаюсь к живописи.

- Как вы попали в Париж? В 1980 году это было, наверное, непросто...

- Да нет. Для венгров это было действительно сложно, а для югославов - нет. Поскольку я был югославским гражданином, я просто сел в поезд - и поехал в город, который был и есть культурный центр мира.

- Начав в Будапеште с драматического театра, во Франции вы увлеклись современным танцем. Что вас в танце заинтересовало настолько, что вы сменили ракурс творчества?

- Это искусство соответствовало моему юному возрасту и динамике, присущей мне в тот момент. В Париже я интересовался многими формами танца, работал в стилистически разных труппах. Мой первый хореограф, Сомо Лари Леонг, был родом из Малайзии. Постепенно вырабатывалось собственное представление о пластике и театральной форме. Индивидуальный язык художника - вот что важно. Это означает выстроить собственные танцевальные фразы, свое "письмо". Я постоянно обращался к литературе, к другим искусствам, что очень помогало. Много получил и продолжаю получать от поэзии и поэтов, особенно от поэтов ХХ века. Прежде всего - это умение говорить на любом художественном языке с особой ритмичностью, музыкально. Люблю читать книги о композиторах, о том, как они сочиняли музыку, или о творческой "кухне" писателей - как они работают над текстом.

- Вас называют "хореографом собственной памяти": тема родной страны и родного города была и остается для вас главной начиная с первого спектакля "Утка по-пекински".

- Моя главная задача - понять собственные корни. Я родился в очень маленьком городке Каньица и с детства мог наблюдать за патриархальными условиями жизни, которые считаю необыкновенно интересными. Ритуалы свадеб, похорон или празднования Рождества там сохранились в архаичной простоте. В моем городе до сих пор есть семьи, в которых профессия шляпника, парикмахера или сапожника передается из поколения в поколение. В Каньице времен моего детства жил человек, писавший стихи, и этот местный поэт показал мне, как можно на повседневную жизнь взглянуть иначе, чем буквально, как можно жизнь воспринимать поэтически.

- Современный танец во Франции сегодня очень социализирован и даже политизирован. Злободневность - то, к чему вы стремитесь?

- Мы живем в своем времени и неизбежно отзываемся на него. Это всегда так: те, кто жил до нас, находили свое время абсурдным. Они мечтали об идеальном прошлом или думали о будущем, которое тоже должно будет стать идеальным. Но есть одно, что меня затронуло очень глубоко и непосредственно, - война в Югославии, которая длилась 10 лет. Два мои спектакля были посвящены этой теме - "Анатомия дикого зверя" и "Войцек".

- Если обратиться к более давним временам, то великий хореограф классики Мариус Петипа не считал свое время абсурдным. Нет ли у вас желания сделать что-нибудь разумное, доброе, вечное, может быть, балетную сказку?

- Ну нет, я не настолько оторван от реальности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
572
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
637
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
396
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
486

Другие новости