0
848
Газета Культура Интернет-версия

13.11.2002 00:00:00

Опровержение Киплинга

Тэги: фестиваль net, акрам хана, хареография


Весь двадцатый век европейцы пребывали в упоении Востоком вообще и древностями Индии в частности. Там искали высшую мудрость и утерянную на Западе несуетность. Мода, развернутая теософами, философией Кришнамурти и песнями Джорджа Харрисона, разумеется, не обошла хореографию. (Самый известный пример - индийские балеты Мориса Бежара.)

Долгое время просвещенные умы глядели лишь в одну сторону: от цивилизации Запада, пожелавшего учиться у бывших колоний, - на культуру Востока, застывшего в древнем величии и самодостаточности. С приходом эпохи политкорректности картина изменилась. Киплинг с его фатальным антагонизмом Востока и Запада может отдыхать: в ситуации всеобщего равенства все интересно как потенциальная возможность. И просвещенные граждане Востока так же пристально вглядываются в вечную динамику Запада, с каким Запад некогда восхищался вечной статикой индийских Вед. Постановки танцевальной компании Акрам Хана, с подачи Британского совета показанные в Центре имени Мейерхольда, - тому ярчайшее доказательство.

Хореограф и танцовщик Акрам Хан (уроженец Лондона с корнями из Бангладеш) предлагает миру познания в древнейшем индийском танце катак. Но вместе с тем он учился современным европейско-американским техникам танца в двух школах Великобритании. Так что стиль его спектаклей образуется в поиске синтеза, который по замыслу не должен стать механическим соединением.

Из Лондона привезли три работы. Короткое соло "Loose in Flight". Инспирированный наблюдением за летающим парапланом балет "Rush", в нем заняты трое артистов. Недавно поставленный на музыку финского композитора Магнуса Линдберга спектакль "Related Rocks" для пяти исполнителей: попытка что-то сделать со смесью "журчащих", а-ля Дебюсси, рыданий рояля, гнусавых насмешек синтезатора и ностальгии перкуссионных по эпохе буги-вуги.

Скрещивая вертикали индийского танца с ломаными горизонталями танца европейского; вводя множество пластических и световых пауз; наращивая нечетное число танцовщиков (как в катаке, где сложный счет ритма - нечетный, от 9 до 1), Акрам Хан живет в единстве и борьбе противоположностей. Разницу между катаком и современным танцем он изучает в соединении ясности и хаоса, характерном для индийских танцев и менее свойственном танцам западным: в них ясность и хаос, как правило, разведены по полюсам. А площадь сходства определяет через возможности телесного энергетического выброса, равновеликие и в катаке, и в модерн-дансе. Импульсивность такого выброса волнует Акрама больше, чем исполнительская ровность собственной труппы. И больше, чем создание приятной европейцу композиции зрелища ("это похоже не на спектакль, а на мастер-класс" - сетовал после просмотра российский мэтр современной пластики Геннадий Абрамов; интересно, что бы сказали в Индии?).

Кстати, именно из-за тяги классического балета к показной грамотности бангладешский лондонец прохладно относится к этому балету. Сам же Акрам Хан великолепно танцует: его молниеносные реакции тела похожи на бросок кусающейся кобры. И смотреть на его специфическую индийскую игру запястьями рук - сплошное удовольствие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
571
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
637
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
396
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
486

Другие новости