Этот концерт в Большом зале консерватории должен был стать одним из центральных в сезоне. На афишах под шапкой "Памяти жертв теракта в Москве" красовались имена Юрия Башмета, молодой скрипачки, концертмейстера оркестра Башмета Елены Ревич и дирижера Валерия Гергиева. Этот впечатляющий ансамбль вместе с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского должен был представить столице премьеру - двойной Концерт Бриттена для скрипки и альта с оркестром.
Но в последний момент из-за болезни и сделанной операции Гергиев приехать не смог. Как сказал Юрий Башмет перед началом концерта, "он только что звонил. Душой он с нами, просит прощения у всех, кто в зале, и очень переживает, что не смог приехать".
Гергиев был заменен Алексанром Скульским - главным дирижером филармонии Нижнего Новгорода. В Нижнем Башмет с Ревич играли российскую премьеру концерта Бриттена, поэтому выбор их показался единственно возможным. Скульский - дирижер аккуратный, точный, стабильный. Оркестру, кажется, было удобно. Даже несмотря на то, что партии раздали оркестрантам за несколько дней до премьеры.
Солисты были на высоте - энергетически заряженная и безупречно слаженная их игра сделала концерт Бриттена очень цельным, понятным. Они словно распутали клубок смешанных бриттеновских ритмов, настроений, стилей. Пожалуй, после туманного затишья второй части моторный финал концерта стоило играть в чуть более подвижном темпе, но, учитывая замену дирижера в последний момент и сложность партитуры, этот недостаток вполне можно принять за намеренное желание не рисковать. Пожалуй, самым неожиданным в концерте стало еле различимое, но все же превосходство скрипки над альтом. Елена Ревич играла чуть более ярко, выразительнее и, что самое главное, чуть более уверенно, чем Юрий Башмет.
Помимо концерта Бриттена в этот вечер были исполнены Восьмой квартет Шостаковича в переложении для камерного оркестра и Концерт для альта с оркестром Шнитке. Шостаковича слушать было грустно. Квартет имеет подзаголовок "Памяти жертв фашизма и войны". После минуты молчания зазвучали тревожные возгласы солирующих инструментов, зловещие tutti. Но, как это часто случается на концертах Юрия Башмета, кульминационным моментом концерта стал последний. Альтовый концерт Шнитке. Посвященный ему же концерт Башмет сыграл экспрессивно и ярко.