- Говорят, что в профессиональный балет вы попали случайно...
- Отец и мать мечтали, чтобы я получил высшее образование, стал уважаемым членом общества, врачом или инженером. Я же хотел танцевать, учился в Академии индийского танца. Последующее университетское образование и годы в британской Северной школе современного танца - компромисс между моими желаниями и требованиями родителей.
- Существует забавная история: якобы вы сочинили свое соло "Loose in flight" под влиянием негативных эмоций, полученных во время учебы...
- Одним из моих учителей была старая леди, в классе всегда вооруженная палкой. С помощью этой палки она нами руководила, вымеряя все движения и позы до миллиметра, требуя от учеников скрупулезной точности. На ее уроках я ощущал творческую несвободу и, когда леди отворачивалась, протестовал, делая указанное па как-нибудь наоборот. На принципе создания и разрушения движения действительно основано мое соло, вы сами увидите, оно входит в московскую гастрольную программу. А во втором балете, "Rush", зрители должны разделить с танцовщиками риск, почувствовать адреналин. Как если бы вы прыгнули с самолета с парашютом, но еще не успели его раскрыть.
- Можно ли популярно объяснить европейцу, что такое катак?
- В Индии существует семь разновидностей традиционного танца. Катак - один из них и единственный, где совмещаются индуистские и исламские мотивы пластики. Как и в других индийских танцах, в катаке движениями рассказывают какую-нибудь историю, но я считаю, что среди других школ национального танца, обращающихся прежде всего к Богу, катак менее строг, более мягок и человечен. Технически катак - это мощная работа стопы, огромное количество разнообразных вращений, резкие остановки. И постоянный счет сложного ритма.
- На московском мастер-классе по катаку вы рассказывали о восприятии пространства в виде куба с 9 точками-ориентирами. Но эта же идея лежит в основе системы Лабана - одной из самых популярных в европейском модерн-дансе...
- Я знаком с учением Лабана, но идея пространственного куба - чисто индийская. На ней построен весь национальный танец. Так что совпадение случайное.
- Или Лабан изучал индийскую культуру. Как бы то ни было, совпадение вам на руку. Европейская критика пишет, что Акрам Хан создает особое танцевальное направление - синтез западных техник современного танца и индийских пластических древностей, под названием "новый катак"...
- Я никак не называю свою хореографию. Просто ищу общее, и этот процесс в самом начале. Надо сбалансировать два полюса. Это все равно что найти точки соприкосновения черного и белого, плохого и хорошего, негатива и позитива. С другой стороны, полюса притягиваются именно в силу полярности.
- Большинство людей знакомы с индийским танцем по многочисленным киномелодрамам. Насколько тамошние пляски соответствуют настоящим народным танцам?
- Абсолютно не соответствуют. Это чистая коммерция. И она так же похожа на подлинный индийский танец, как подтанцовки в видеоклипах Мадонны - на классический балет.
- Вы дважды работали с великим режиссером Питером Бруком...
- Первый раз я встретился с ним, когда мне исполнилось 14 лет. В грандиозной постановке "Махабхараты" я был всего лишь статистом, но имел хорошую возможность наблюдать метод Брука в течение двух лет. В этом году я снялся у Брука (в роли актера в труппе) в новой киноверсии "Гамлета", где главный герой - чернокожий.