Индиец по происхождению М.Найт Шамалон даже обиделся, когда его после появления нового фильма "Знаки" сравнили со Стивеном Спилбергом, прежде всего имея в виду знаменитую ленту "Близкие контакты третьего вида", в которой чуть ли не впервые на научном (уфологическом), а не только научно-фантастическом уровне ставился вопрос о возможности контакта с инопланетными существами. С той поры прошло 25 лет, и в последнее время в американском кино возобладали явно иные тенденции в подходе к уфологии. Дело не в большей развлекательности современных лент о всевозможных "чужих", а в том, что пришельцы трактуются именно как захватчики, безжалостные враги-убийцы, задумавшие изничтожить весь род человеческий и превратить Землю в свою колонию. Этого не избежал и автор "Шестого чувства", очень умного и весьма хитро выстроенного мистического триллера о контактах другого типа - с потусторонним миром.
Поначалу кажется, что и в "Знаках" он развивает некую почти буддистскую мысль о том, что человек, а тем более священник, решивший отказаться от своего сана в знак протеста против Бога после того, как в автокатастрофе погибла его жена, оставив на попечение двух малых детей, должен внутренне примириться с постигшим горем. Он обязан найти в себе подспудные силы и духовную волю, чтобы вновь обрести гармонию с окружающим миром, а главное - опять прийти к вере во Всевышнего. И мистические явления, связанные с загадочным возникновением кругов на кукурузном поле (их не случайно еще называют "ведьмиными плевками" или "знаками дьявола"), словно посланы герою в качестве типичного испытания на прочность его веры, в виде своеобразного искушения чем-то оккультным, далеким от истинно религиозного знания обо всем сущем.
Однако сценаристу-режиссеру-продюсеру (в одном лице) показалось мало этого тайного, необъяснимого и непостижимого, с чем сталкивается бывший сельский священник Грэм Хесс. Поддавшись новой моде на представление инопланетян непременно как вторгнувшихся монстров, пусть и во вполне антропоморфном облике, М.Найт Шамалон в первую очередь убивает всякое подобие захватывающей и мучающей истины, которая, согласно телесериалу "Секретные материалы", должна быть все время где-то рядом. Хесс вместе с младшим братом Мерилом, несостоявшимся "королем бейсбола", начинает настоящую охоту за внеземными созданиями, третирующими обитателей уединенной фермы. Между тем уже вся страна охвачена страхом от незаметно начавшейся "войны миров". И, разумеется, по славной американской традиции в столь расхожем голливудском кино, своего рода спасителями нации обязаны стать самые разочарованные и изверившиеся, которым, оказывается, достаточно взять в руки нож или бейсбольную биту, чтобы навести порядок в отдельно взятом фермерском хозяйстве, а значит - и в целом государстве.
Тут можно смело в отличие от "Шестого чувства" раскрывать сюжетные секреты, поскольку герои Мела Гибсона и Хоакина Финикса просто-таки приговорены к триумфальной победе над нечистой силой. Самое же неприятное открытие (но не для американцев, дружно поваливших в кинотеатры) заключается в том, что высокая мораль и философский подтекст в итоге сводятся к примитивному, чисто прагматическому выводу: после "разборок с инопланетянами" священник уже готов вернуть себе свой сан и вновь отпускать грехи местным прихожанам. На этом фоне даже "Изгоняющий дьявола" Уильяма Фридкина покажется весьма глубоким по мысли произведением.