В Киеве завершилась 32-я "Молодость" - один из самых правильных кинофестивалей в Европе. Впечатляющий конкурс, делающий ставку на лучшее молодое кино со всего света, - это конечно. Но дело не только в нем. И не в разнообразии параллельных программ, хитами которых в этом году были "Дом дураков" Андрея Кончаловского, чей пацифистский посыл оказался уместен именно в мирной и благополучной украинской столице, декадентские опыты швейцарца Даниэля Шмида, идеально подходящие для гигантского экрана барочного кинотеатра "Киев", шокирующая лента француза Гаспара Ноэ "Необратимо". Кстати, предыдущие работы Ноэ, дилогия о Мяснике "Падаль" и "Один против всех", в России известны двум-трем, от силы десяткам человек, тогда как на "Молодости", гостем которой Ноэ был три года назад, их хорошо знают. Открытие новых имен - то, ради чего существует любой фестиваль и с чем катастрофически не справляется бессмысленно шумный и ложно важный Московский международный, здесь в порядке вещей. Событием этого года стали фильмы 29-летней француженки Дельфин Глейз - синефилы, запоминайте имя. 9 короткометражек и удостоенная второго по значимости приза жюри большая "Бойня" в конкурсе - весомое свидетельство рождения новой звезды, девушки с уверенной режиссерской рукой, парадоксальным мышлением и умением внятно и захватывающе рассказывать неоднозначные истории.
И все же, как было замечено выше, красота "Молодости" не только в отменных программах. Это - самый живой и демократичный из большинства существующих фестивалей. Здесь залы до отказа наполняются на редкость славными зрителями, которые умеют смотреть кино. Финальный же аккорд церемонии закрытия, жест искренний и честный, мог растрогать последнего сухаря. После вручения наград президент "Молодости" Андрей Халпахчи пригласил на сцену всех работников фестивальных служб, весь тот юный и обаятельный stuff, без которого ничего бы не было и который всегда несправедливо остается за кадром. Скромная команда - не более 30 человек, штаб, размещающийся в крохотной комнатке на третьем этаже Дома кино - все это с трудом увязывается с масштабом разумно и слаженно организованного фестиваля. Почти идеального - и в этом свете решение жюри под председательством корейца Кима Ки Дука не выглядит неожиданным.
Господин Ким знаменит безжалостными по отношению к зрителям "Островом", "Реальным вымыслом", "Плохим парнем" и лентой "Адрес неизвестен". До последнего момента ваш обозреватель болел за фильм британца Билли Элтрингема "This Is Not a Love Song", надеясь, что его болезненная горячность придется Киму по душе. Но жюри в итоге предпочло царапающим риффам заглавной песни Public Image Ltd сладкий реггей "Утопия блюз", что исполняют рокеры-любители из одноименного швейцарского фильма. Для режиссера Стефана Гаупта "Скифский олень" "Молодости" стал первой наградой за пределами немецкоговорящих стран. Решение отметить неплохую, но тихую и совсем не амбициозную ленту - о юноше, обдумывающем житье на грани нервного срыва и умопомешательства, - удивило бы, если бы бытовая утопичность швейцарской картины не была столь максимально соответствующей фестивалю.
Отечественным же прокатчикам, делающим ставку на арт-хаус, стоит обратить внимание и на ленты, что остались без наград. Лукавая романтическая комедия с Острова свободы "Ничего больше", трогательные чешские "Дикие пчелы" или головокружительные и безумно смешные короткометражки "Одноразовая вечность" и "Маленькое путешествие на большой карусели" вполне себе взрослого по возрасту, но завидно молодого по бесшабашному куражу Михаила Ильенко - то кино, которое хочется рекомендовать добрым друзьям.
Диплом за лучший короткометражный фильм получил иранский "Колодец", главный приз - "Шел трамвай девятый номер". В полнометражном конкурсе дипломом награждена венгерская "Икота" Дьердя Палфи, призом за лучший фильм - "Бойня" Дельфин Глейз и Гран-при "Скифский олень" - "Утопия блюз" Стефана Гаупта.
Киев-Москва