Когда после 11 сентября 2001 мир вслед за Америкой пытался оправиться от шока, Голливуд занялся делом для него необычным. Он начал искоренять насилие в своих фильмах. Никто их об этом не просил, однако руководители ведущих студий прекрасно понимали, что с них, как с флагманов самого массового вида искусства, спрос будет по первое число. Тем более что и американские, и прочие газеты давно и настойчиво обвиняли именно голливудскую продукцию в пропаганде насилия и слишком частом обращении к теме терроризма.
Вообще, надо сказать, американские боевики, особенно в сложившейся ситуации, - вещь слишком утилитарная. Возьмите практически любой крутой фильм, где банда террористов захватывает заложников. Одно хорошо - заложники, как правило, остаются в живых (за редким исключением) благодаря умнице-красавцу Брюсу Уиллису, Чаку Норрису или Стивену Сигалу. В остальном же любой лихой боевик - будь то "Крепкий орешек", "Пассажир 57", "Захват" и пр. - превосходное наглядное пособие для начинающих террористов. Любо-дорого смотреть на слаженные действия бандитов, захвативших небоскреб в "Крепком орешке". Есть чему поучиться у негодяев, захвативших корабль в "Захвате". А уж "Крепкий орешек-2", собравший грандиозную кассу, так и просится стать "настольной" кассетой "самолетного" террориста. При этом понимаешь, что красавцы герои, в одиночку расправляющиеся с бандой подонков, годны лишь для детской сказки, в то время как сами подонки, к сожалению, куда более жизненны.
Все это Голливуд понимает куда лучше, чем все злобные кинокритики вместе взятые. "Уорнер Бразерз" отодвинула на неопределенный срок выход на экраны фильма "Возмещение ущерба" со Шварценеггером в главной роли, где мускулистый Арни борется то с латиноамериканскими террористами, то с палестинскими, то вообще невесть с кем. Из-за проволочки кассовые сборы оказались с гулькин нос, однако руководство компании пошло на это сознательно.
Компания "Уолт Дисней" также отложила на весну премьеру комедии "Большие неприятности" Тима Аллена. Хотя тут компания даже, пожалуй, перестраховалась - в фильме присутствуют два чемодана, на которых якобы перевозится атомная бомба, а забавный сюжет закручивается вокруг нескольких довольно нелепых людей и одной, еще более нелепой жабы. Тем не менее руководство компании сочло нужным даже таким невинным образом не напоминать американскому народу о трагедии и, понеся естественные убытки, выпустило картину только в апреле. Совсем печальной оказалась судьба фильма "Nosebleed" ("Носовое кровотечение") с Джеки Чаном в главной роли. Сам Джеки, впрочем, должен благодарить Бога до конца жизни. Утром 11 сентября должны были снимать сцену фильма, где Джеки Чан моет окна Международного торгового центра. В этой картине Чан играл мойщика окон, который разоблачает преступный заговор террористов, решивших взорвать Международный торговый центр. Стоит ли говорить, что фильм на экраны так и не вышел. А из-за разгильдяйства ассистента режиссера картины съемку на стене центра пришлось отменить. Думается, Джеки Чан теперь готов носить того разгильдяя ассистента на руках.
Многие боевики тогда, год назад, выпали из американского проката, сильно пошерстили сетку вещания телеканалы. Наши телевизионщики, впрочем, тоже изрядно поменяли планы. Но что касается проката, то, по имеющимся у нас сведениям, ни один кинотеатр, прокатывающий "террористические" боевики, не намерен что-либо менять в прокатной системе. Так, например, спокойненько идет "Арарат" Атома Эгояна, суперпровокационный фильм, откровенно оправдывающий терроризм, ставя знак равенства между ним и справедливым возмездием. Никто не собирается отказываться от демонстрации "Антикиллера" - фильма, которому и так-то нечего особенно делать на приличных экранах с его бессмысленными морями крови и зашкаливающей жестокостью, а уж в подобной ситуации - и подавно.