В Госдуме, в переходе первого этажа, открылась выставка "Оружие, имеющее культурную ценность". Ясно, что эта выставка не предназначена для глаз большинства простых смертных - в Госдуму так просто не попадешь. И целью выставки было, как сказано в официальных источниках, содействие решению сложных вопросов, касающихся коллекционирования образцов старинных пистолетов, ружей, кинжалов и других средств вооруженной борьбы прошлого. Проще говоря, чтобы депутаты смогли ознакомиться с обсуждаемым материалом и понять, как именно следует решить те самые сложные вопросы. Самое интересное, что в настоящее время экспонирование оружия, имеющего культурную ценность, не подкреплено четкими законами. И выставку можно считать полулегальной. Мало того, собрания подобного оружия в музеях, частные коллекции также вполне могут быть арестованы. Не говоря уж о художниках-оружейниках, которых посадить в тюрьму как нечего делать. Собственно, так оно и происходит. А все из-за примитивного отсутствия в законах отдельных пунктов, касающихся именно такого оружия, не боевого, а культурной ценности. На выставке в Думе представлены раритетные сабли дагестанских, армянских и русских художников XIX века, а также ножи, кинжалы и топорики Гильдии мастеров-оружейников, созданной в 1998 году.
Увлечение художественным оружием вовсе не скрытая кровожадность мастеров, а напротив, оно у них "в крови", как признался молодой художник из Москвы Яшар Исмайлов. Девушкам это трудно объяснить, дело тут в мужском темпераменте. Но, видимо, есть девушки понятливые, не нуждающиеся в объяснениях. Такие, как Елена Ефимова и Наталья Забелина-Асеева - тоже, между прочим, мастера гильдии, члены Союза художников России. Елена в 1985 году получила награду на комплексной выставке "Молодежь страны Советов" за панно "Полярный день Берингоморья", имеет диплом ВДНХ. А Наталья на досуге любит постоять у печи. Только не блины оттуда достает, а раскаленные железки, потому как она кузнец.
Фантазировать с оружием можно бесконечно. У кого-то оно ассоциируется с женщинами - кинжал Юрия Власова с рукоятью в виде "Венеры Дамасской", у кого-то с летучей мышью - изъеденный грызунами клинок Геннадия Соколова "Страшный сон в душную летнюю ночь накануне полнолуния". Кто-то создает стальную "Ящерицу" (Яшар Исмайлов), а кто-то - "Ручного василиска" (Андрей Колесников). Евгения Сорокина вдохновляют произведения Пушкина, Гоголя, Алексея Константиновича Толстого. Одна из последних его работ - гарнитур "Князь Серебряный" (ножи, кубок из дамасской стали). А у Александра Курбатова выработалась целая философия. Его нож "Канон" абсолютно не функционален. Клинок-то у него большой, острый, а схватиться нельзя: рукоять выполнена в виде большого деревянного куба. "Это твердое в мягком и мягкое в твердом. Рукоять и клинок - добро и зло", - размышляет Александр. Они как бы компенсируют друг друга. Ему же принадлежит идея микрофона-булавы. И это вовсе не удар в спину журналистов. Все просто: "Оружие - это слово". А убить и вилкой можно.
Публика, оказавшаяся на открытии - депутаты, журналисты, представители комитета Госдумы по обороне, члены Гильдии мастеров-оружейников, - прогуливалась между стендами с незаконно хранящимся и изготавливаемым оружием, уникальными экземплярами из собрания Государственного исторического музея и творениями современных художников. Узаконить происходящее должно подписание депутатами проекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оружии". А впрочем, как известно, каждое ружье когда-нибудь выстреливает...