Москва - город контрастов. В минувшее воскресенье в получасе ходьбы друг от друга шли спектакли, которые, кажется, не должны были бы сойтись в одно время и в одном месте. В модном подвале "Театра.doc" играли премьеру "Ангелы/Андроиды", в которой заняты главный редактор "Книжного обозрения" Александр Гаврилов и первая дама русского интернета, гражданка Израиля Линор Горалик. Поскольку театр - документальный, то и текст принадлежит самим исполнителям. Диалоги обещают раз от раза новые. Самый первый спектакль, рассказывают очевидцы, описывал жизнь и труды чрезвычайно занятых молодых людей, второй авторы-исполнители (полная иллюзия возвращения 70-х, с их культом КСП!) посвятили домашним животным.
В то самое время, когда молодые столичные интеллектуалы получали удовольствие от офф-лайнового общения с Линор Горалик, на Арбате, в Театре имени Вахтангова, начались гастроли Киевского академического театра русской драмы имени Леси Украинки. Знаменитого театра, гастроли которого в оны лета значили для московской публики никак не меньше, чем гастроли ленинградского БДТ. В фойе вахтанговского театра сейчас появилась небольшая выставка, посвященная великим актерам Театра имени Леси Украинки, точнее - тем, которые начинали в Киеве, а потом составили славу БДТ и МХАТа: Кириллу Лаврову, Олегу Борисову┘
В нынешних гастролях, которые проходят при поддержке Министерства культуры России и в рамках "Года Украины в России", из знаменитостей, которых помнят по советским еще временам (советским и "антисоветским" фильмам), приехали Юрий Мажуга и Лариса Кадочникова. В воскресенье в "Ревизоре" Мажуга играл Городничего, Кадочникова - Анну Андреевну, Городничиху.
Любопытно, что гастроли начали со спектакля, русского во всех отношениях: ставил "Ревизора" в Киеве петербуржец Юрий Аксенов, и вся постановочная группа была - петербургская, художник - Владимир Фирер, композитор - Сергей Слонимский, костюмы (по эскизам Мстислава Добужинского) выполнила Ольга Саваренская. Можно, конечно, поспорить, сказать, что Гоголь в этой "компании" представительствует от великой украинской культуры, но в спектакле украинские корни никак не отыграны, что порой кажется даже удивительным и странным равнодушием режиссера к игре как таковой. Но, если можно так сказать, украинского Гоголя в "Ревизоре" Театра имени Леси Украинки не было, не нашлось ему места.
Когда-то давно Юрий Аксенов был ассистентом у Георгия Александровича Товстоногова, когда тот ставил "Ревизора". Спектакль, который Аксенов поставил в Киеве, посвящен памяти Товстоногова. Снятый на телевидении, спектакль БДТ время от времени можно посмотреть. В киевском многое напоминает о нем - то в виде пространной цитаты, повторением знаменитой сцены, то - одним звуком скрипящей двери. В сцене хлестаковского вдохновения-вранья, как у Товстоногова, чиновники во главе с Городничим разом усаживаются на одном стуле, друг у друга на коленях; потом, когда Хлестаков утомляется, принимаются баюкать его, качать, как качали в том спектакле Хлестакова - Олега Басилашвили.
Спектакль, выбранный для начала больших гастролей, наверное, можно назвать работой качественной. Но от скуки качество исполнения, увы, не спасает. Подробность, с какой актеры "перебирают" одну за другой реплики великой комедии, напоминает ту самую укачивающую езду, которой пытается избежать Иван Александрович Хлестаков.
Комедия Гоголя, в которой все вроде бы давно известно и нет фразы, которая бы вдруг выпала из памяти, тем не менее вызывает смех при каждом новом чтении. Спектакль Театра имени Леси Украинки вышел медленным и невеселым (можно вообразить, что невеселость выбирается как цель, но в данном случае в планы создателей это как будто не входило).
Очень медленно и почти не смешно. Такой картинной игры в Москве сегодня, пожалуй, уже не встретишь. И не скажешь, что это - плохо, поскольку "размеренность" действия не мешает разглядеть хороших актеров. Юрий Мажуга в роли Городничего демонстрирует высокий класс настоящего психологического театра, где смешное и трогательное неразрывны. Поразительно хороша Лариса Кадочникова, которую помнят в Москве по ролям, сыгранным в фильмах Сергея Параджанова (а кто-то помнит, как начинала она в "Современнике"; хотя, глядя на нее сегодня, слыша ее голос какого-то не московского, но совершенно классического, "правильного" и насыщенного звучания, нельзя поверить, что она начинала играть в конце
50-х). И Хлестаков - Антон Мухарский хорош, в какие-то минуты какою-то верткостью, стремительностью речи напоминающий нашего Андрея Миронова┘
Украина привезла "Ревизора", совершенно лишенного каких-либо политических или любых иных связей с сегодняшней жизнью. Ни намеков, ни полунамеков. Местами - трогательное зрелище. Трогающее в том числе и своей старомодной классичностью, и правильной русской речью, которую, как показывает опыт первых русских эмигрантов, возможно сохранить в такой правильности только в отрыве от метрополии.