"Во сне я вижу, как мои руки погружаются в его тело, шарят там, пока не вырывают печень", - плачет брошенная мужем дамочка в подружкину жилетку. Подружку зовут Фанетт, в утешение она уверенно молвит: "Это что, мои кошмары страшнее. Мне снится, что я бегаю по улицам без головы, правда, на некоторых улицах голова вдруг появляется". Фанетт играет - и не только головой - Катрин Денев. Фильм "Рядом с раем" задуман и исполнен как бенефис большой актрисы, где претенциозный, но, в общем-то, немудреный сюжет необходим лишь как повод придать выходам лицедейки драматургическую стройность.
Зачином не особенно смешной и натужно романтической комедии становится встреча Фанетт с однокашником Бернаром. Почтенный мсье явно неравнодушен к давней знакомой. Он то проявляет трогательную заботу о ее навыках автомобилиста, чуть ли не силком усаживая за руль новой спортивной машины, то не к месту поминает бывшего возлюбленного Фанетт Филиппа, после чего распаляется и в завершение беседы награждает героиню увесистой пощечиной. Сей пустяк не мешает мадам погрузиться в сладостные грезы о Филиппе, открывшем когда-то для нее любовные радости вкупе с классическим голливудским кинематографом. Потому, наскоро припудрив ушибленную скулу, Фанетт отправляется в парижский аналог московского "Иллюзиона", где, судя по всему, вечно идет мелодрама Лео МакКэри "Незабываемая любовь". Та самая, в которой Кэри Грант и Дебора Керр, слегка пофлиртовав во время морского круиза, назначали встречу с далеко идущими последствиями на крыше Эмпайр-стэйт-билдинг, дескать, там ближе всего к раю. Дебора Керр до крыши не добралась - слишком спешила, вследствие чего угодила под колеса авто. Фанетт, напротив, ведет неспешную жизнь, поскольку не пропускает ни единого сеанса старой картины. Среди зрителей ей все время мерещится призрак Филиппа, а тут еще некий человек, лица которого нерасторопная, как уже было замечено, героиня не успевает рассмотреть, передает ей письмо. А в письме - так, мол, и так, люблю вас, Фанечка, как встарь, давайте встретимся, и не где-нибудь, а на крыше того самого небоскреба. Знает, подлец, куда приглашать. Фанетт - искусствовед, погруженная в творчество абстракциониста Франсуа Арналя. Для окончания работы над, судя по негодованию издателя, безразмерной книгой о художнике ей отчего-то необходимы фотографии двух картин, осевших в частных нью-йоркских коллекциях. Видимо, имеющиеся в ее распоряжении репродукции устарели. Проведя первую половину 100-минутной ленты в разговорах с массой неуживчивых лиц - от недовольной размерами своих плеч и груди дочери до сумрачного "иллюзионного" билетера, Фанетт таки отправляется за океан.
Далее, как вы можете догадаться, следует череда случайностей. Привычный фотограф Мэри-Бет застревает в Австралии, приходится иметь дело с заменяющим ее добрым лысеющим молодцем Мэттом (Уильям Херт). Плюс к тому галеристы перепутывают картины Арналя, не сумев отличить "Химерические планы" от "Петушиных боев" (что, честно сказать, не большой грех), тем самым увеличив плотность общения Фанетт с Мэттом. В общем, не раскрывая деталей финала, замечу, что до смотровой площадки Денев, как и Дебора Керр, тоже не добралась. Оно ей надо, когда чуть потрепанное счастье в лице Уильяма Херта оказалось под боком, не в раю, на земле?
"Рядом с раем" поставила Тони Маршалл, чей предыдущий фильм "Салон красоты "Венера" очень мил. В этом фильме случилось невероятное. А именно, рождение нежного, изящного и интимно доверительного каравана историй из набивших оскомину стереотипов, объединяемых под грифом "фирменное французское кино". Второй раз чуда не вышло. Возможно, Тони сама виновата, уже минуте на пятой прямо процитировав действительно великий американский фильм, рядом с искренним мелодраматизмом которого галльские потуги выглядят нелепо и жалко. Ошибочка вышла и с выбором романтического героя, для которого Херт слишком комичен; после же загадочного упоминания о том, что в молодые годы он носил парик, повадки этого господина, который то жеманно улыбается, то прилюдно запускает пятерню Денев под юбку, становятся совсем двусмысленными. Другое дело, что в сегодняшней ленте есть много Катрин Денев. Есть крупные планы ее крепких морщинистых рук с бледными следами лезвий на запястье. Есть крупные планы усталых ног. И, разумеется, много общих, средних и крупных планов всех прочих частей царственного тела, как по отдельности, так и вместе взятых. Какая осанка, как она стоит, как по-японски говорит!