Киевская "Молодость" - один из старейших и наиболее уважаемых европейских фестивалей молодого кино. Конкурсная программа традиционно состоит из трех секций - студенческих, короткометражных и полнометражных дебютных лент. В нынешнем году выбирать фильм, максимально достойный "Скифского оленя", будет жюри, во главе которого наимоднейший кореец Ким Ки Дук.
Россия представлена в разделе студенческих картин дипломными работами двух очаровательных барышень - Анны Меликян и Ларисы Бочаровой. Тот факт, что в фильме Бочаровой "Завтра день рождения" ваш обозреватель засветился в секундном эпизоде, может вызвать подозрения в искренности похвал. Тем не менее есть и объективные данные. А они говорят о том, что свежая и остроумная комедия Ларисы успела стать настоящим хитом студенческих фестивалей. Смехотворный бюджет не помешал режиссеру продемонстрировать блестящую фантазию, наводящую на мысли об "Амели". Только не подумайте о плагиате - Бочарова и Жан-Пьер Жене снимали одновременно, даже не догадываясь о планах друг друга. Своим обаянием миниатюрный девчоночий дневник обязан и исполнительнице главной роли, живой, озорной Марии Шалаевой.
Экстравагантное кино Анны Меликян, недавней выпускницы вгиковской мастерской Сергея Соловьева и Валерия Рубинчика, очень сходно с "Молодостью" настроением, в нем много света и практически не поддающейся описанию музыкальности, что ли. Препарировать рукодельные фильмы Меликян холодным скальпелем ума - пустое дело, они для этого чересчур эмоциональны. Рядом с воздушными кадрами всякое печатное слово кажется пудовым грузом, критик превращается в неповоротливого слона из посудной лавки. В новеньком красивом и хрупком "Контрабасе" Меликян даже заимствованные у угрюмого Патрика Зюскинда мотивы ухитряется превратить в легкое, кисейное зрелище.
Среди полнометражных соискателей награды наш Филипп Янковский с дебютом "В движении". Загадка, отчего киевским отборщикам не приглянулся отличный фильм Ильи Хотиненко "Одиссея. Год 1989". Присутствуют в конкурсе уже знакомые российским гражданам ирландские "Дискосвиньи", способные привлечь Кима Ки Дука отчаянной концентрацией жестокости и лиризма. А также выходящий в ноябре в российский прокат дебют американца Джеда Уайнтроба "Секс, ложь и интернет". Вот типичный образчик "молодого" кино, быстро, за две с хвостиком недели снятый разговорный фильм про городских одиночек, компенсирующих отсутствие реальной личной жизни многочасовым виртуальным общением в чатах. Это отнюдь не революционный по мысли проект с несложным призывом "надо чаще встречаться и любить людей из плоти и крови, а не компьютерных фантомов" отличается небанальным изобразительным решением. Стремясь адекватно передать сетевую интерактивность, Уайнтроб превращает киноэкран в подобие десктопа, дробит его на множество взаимодействующих "окон", количество которых достигает десятков в моменты переживаемых героями оргазмов. Находка забавная и точная.
Неожиданное использование полиэкрана делает ленту "Секс, ложь и интернет" не только одной из лучших в числе посвященных виртуальности. Эта картина под стать во всех смыслах интерактивному фестивалю, на котором есть место программам самым разнообразным, но одинаково востребованным. Залы оккупируют на редкость обаятельные и неравнодушные зрители, возраст которых отвечает названию фестиваля. Киевляне - в укор тяжелым на подъем москалям - любопытны, им интересно все. Наградой за внимание к первым пробам пера станут внеконкурсные показы проверенного кино. Например, масштабная ретроспектива швейцарского эстета Даниэля Шмида. Представительные панорамы шведского и норвежского кино. Или припасенный для церемонии закрытия "Дом дураков" Андрея Кончаловского.