Профессия балетного критика - мирная, и заводиться от качественного мордобоя критику вроде бы не пристало. Но бразильская капоэра заведет кого угодно. И вот ты уже ритмично хлопаешь в ладоши, образуя необходимый этому полуспорту-полутанцу зрительский ритм, вторя тамтамам, трещоткам и гортанным песням музыкального ансамбля. А в голове крутятся дурацкие, но подходящие стишки: "Капоэра есть напасть, если в голову попасть"....
Кто видел голливудские фильмы с участием Марка Дакаскоса - тот знает, что такое капоэра. Дакаскос с детства этим занимается, отчего в фильме "Капоэра" его герой смог разгромить страшную уличную банду. Но киношные трюки - это не само молоко, это сливки, снятые с поверхности. А вот бразильская труппа "Насао капоэра" показала в Москве шоу, гораздо более близкое к истокам. Сквозь мишуру коммерческого проекта просвечивала брутальная пластика, что придумали рабы на плантациях: силовой мужской танец, местами похожий на дзюдо, местами на карате и сильно - на брейк, который своим рождением многим обязан капоэре.
История этого зрелища уходит в давние века. Рабам на бразильских плантациях запрещали носить оружие и драться. В ответ они изобрели хитроумный способ выяснять отношения: научились выдавать стычки за некий танец с песнями и игрой на музыкальных инструментах. Приемы и ритмы танца восходят к африканским племенам Анголы, долго поставлявшей человеческий товар в Южную и Северную Америку. Негритянская же религия "кондомбле" с культом многочисленных богов и святых - "оришас" - духовно поддерживала рабские сражения.
К XIX веку это становится больше искусством, чем дракой, в Бразилии появляются первые академии и первые профессионалы борьбы - мэтры. Мэтр должен не только отлично владеть приемами капоэры, но и знать наизусть все песни и ритмы, играть на всех музыкальных инструментах, применяемых в капоэре, уметь изготавливать "беримбо" - главный инструмент с единственной длинной струной и барабанчиком-резонатором, в котором используется гибкое тропическое растение. До сих пор капоэристы собираются по вечерам на городских бразильских площадях, чтобы публично потренироваться, отработать акробатику. По неписаному закону мастер капоэры всегда сражается в белых штанах.
Проект "Насао капоэра" создан в 1998 году мэтром Аранья, имел большой успех в Париже, ныне показан на сцене Театра имени Маяковского. На первоначальные условия капоэры - спарринг двух партнеров в круге - здесь наслоены общие развлекательные приплясывания (в финале - большой пляс вместе с добровольцами из зрительного зала) и танцевальные фрагменты для женщин а-ля "бразильский карнавал". Когда смуглые мальчики и одна красивая девочка "дерутся", в строгом ритме увеличивая скорость выбрасывания ног, мгновенных касаний земли рукой, прихлопываний пятками, стоя на голове, и двойных сальто с переворотами в воздухе, - все смотрится на ура. Потому как очень профессионально. Но в моменты передышек, когда лишь ярчайшие платья танцовщиц и их особый "дикий" синкопический драйв развлекают публику, очевидно отсутствие какой-либо режиссерской идеи, кроме примитивного: сделаем череду "подрался - заполнил паузу - подрался". К тому же обещанные приемы капоэры на ходулях вообще из программы испарились: то ли реквизит забыли в Бразилии, то ли с ходулями надули. А жаль. Делают же испанцы большие спектакли в стиле фламенко. У капоэристов тоже море возможностей. Хоть бы "Рабыню Изауру" поставили, что ли.