Театр оперы и балета к уже привычному филармоническому уклону добавил в свою афишу кино. Сезон открыли российской премьерой голливудского фильма "К-19". Повод - работа в фильме оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева, вызвавшая в свое время скандал с американским профсоюзом музыкантов. Фильм создавался и в конфликте с подводниками - прототипами героев. На премьере об этом даже не вспоминали, признав: "Сила искусства важнее правды жизни". Валерий Гергиев повторил свою излюбленную фразу про мосты, которые строят, а не разрушают, а титры фильма шли в живом сопровождении оркестра. Правда, им управлял Михаил Агрест - сам Гергиев вечером встал за пульт "Бориса Годунова".
Вообще-то Гергиев и оркестр участвовали и в более близком для Петербурга кинопроекте - фильме Сокурова "Ковчег". Но тут право на "впервые", безусловно, за Эрмитажем. Чем еще может удивить Мариинка? Разве что, возвращаясь к историческим корням, следующий сезон открыть конным балетом - ведь был же на месте нынешнего театр-цирк.
В прошлом году репертуар сезона был объявлен в конце предыдущего. В этом ко дню открытия афиша сезона - наполовину белое пятно. Когда стационарный театр обретает хаотичность и мобильность антрепризы, он становится удивительно похожим на "Титаник", атакующий айсберг. В роли форс-мажорных обстоятельств оказываются гастроли. Валерий Гергиев с оркестром заехал в театр на несколько дней - открыть сезон. В такой обстановке никакие сюрпризы не кажутся неожиданными. Первый преподнесли уже до начала сезона: обещанные в октябре гастроли балета Бордо не состоятся.
Сезон открывают три оперы: "Борис Годунов", "Князь Игорь" и премьера прошлого сезона - "Турандот". Далее следует юбилейный вечер театра Бориса Эйфмана с отрывками из его спектаклей последних лет. "Танцующие эйфы" начали отмечать на сцене Мариинки свой юбилей серией спектаклей-бенефисов в конце сезона, в августе. В октябре пройдет Конкурс молодых оперных певцов имени Римского-Корсакова. В ноябре в честь юбилея Наталии Михайловны Дудинской будут даны балеты "Спящая красавица", "Раймонда", "Дон Кихот" и гала-концерт. В декабре обещают вечер памяти дирижера Виктора Андреевича Федотова. И три оперные премьеры. "Травиата" в постановке Шарля Рубо. Из планов прошлого сезона перекочевал "Зигфрид", и накануне Нового года - "Гибель богов" - Мариинка надеется замкнуть вагнеровское "Кольцо". Оба опуса - в оформлении Григория Цыпина и постановке москвича Владимира Мирзоева.
На празднование 300-летия Петербурга планы неопределенные. Предсказывают даже появление оперы Андрея Петрова "Петр I" и балета "Медный всадник". Но о "Всаднике" в руководстве Мариинского балета и слышать не хотят. Хотя ничего знакового предложить не могут. Самый петербургский балет с псевдоиндийским сюжетом - "Баядерка" - уже обрел недавно свое воплощение. (В отличие от фильма "К-19" здесь Мариинка упустила возможность обеспечить голливудскую поддержку: почти десять лет назад были планы снять "Баядерку" с участием Жана-Клода Ван Дамма в партии Золотого божка. Но это теперь реклама регулярно сообщает, что "в раннем детстве он занимался классическим балетом". А тогда что-то не слепилось.)
Третий международный фестиваль балета начнется 21 февраля. Постоянной звездой обещают Владимира Малахова. В этом году повторится тотальный "целевой" заезд гостей - на этот раз труппы Ковент-Гардена. Обе балетные премьеры сезона приурочены к фестивалю. Открытие - "Ундина" Пьера Лакотта. "Принцесса Пирлипат" Сергея Слонимского - Михаила Шемякина - Кирилла Симонова станет предисловием к шемякинскому "Щелкунчику".