Начались они еще перед съемками - обсуждался сценарий, основанный на реальных событиях времен холодной войны, когда в связи с техническими неполадками на советской субмарине "К-19" мир оказался на грани ядерной войны. В феврале 2001 года в России появилась и сама американская съемочная группа, ну а дальше пошли смутные отзывы о первых просмотрах... Не верилось, что в Голливуде смогут отнестись к нашей трагедии с должным уважением, что смогут не исказить факты и обойтись без клюквы. Между тем картину пригласил на международную премьеру уважаемый всеми - и нами - Венецианский кинофестиваль... К всероссийской премьере, которая состоялась 6 октября в Санкт-Петербурге, отечественный дистрибьютор "Парадиз" подготовился грамотно и профессионально. В этот день Мариинский театр открыл свой юбилейный, 220-й сезон оперой "Борис Годунов". И здесь же состоялась гала-премьера фильма "К-19", событие из ряда вон выходящее.
Прославленный дирижер Валерий Гергиев с оркестром и хором Мариинского театра исполнили сюиту из записанного ими саундтрека к фильму. На премьере присутствовали режиссер фильма Кэтрин Бигелоу и исполнитель одной из главных ролей Лиам Нисон. На показ были приглашены 52 ветерана из первой команды подводной лодки "К-19" - выжившие после трагедии, показанной в фильме, члены правительства, звезды политики и шоу-бизнеса. Наконец, было объявлено, что один процент от прокатных сборов в России передается компанией "Парадиз" в фонд подводников-ветеранов. Глазам вышеупомянутых зрителей предстало зрелище масштабное, внушительное и - поучительное. 138 минут экранного времени пролетают как одна. Трагедия возвышает и облагораживает. Слезы льются рекой. Сердца наполняются забытым чувством гордости за отечество. Благородство наших ребят не знает границ. Советские военные демонстрируют чудеса героизма, дисциплины, воинской чести и доблести. Как все это делается - нам в очередной раз показали американцы. А в это время наши режиссеры продолжают искать национальную идею, примеры для подражания молодому поколению, новых героев, нападая, кстати, на того же Николая Лебедева со "Звездой", который откровенно использовал американскую схему. Может быть, и не самую лучшую, но до сих пор самую действенную. Берется реальное, очень волнующее драматическое событие. Русская тема в момент оттепели в отношениях России-Америки выглядит более чем политкорректной. Облекается в любимый зрителями жанр экшн-триллера или военного боевика. Главный положительный герой Голливуда - любимец всех поколений, Хэн Соло и Индиана Джонс, Джек Райан и Американский Президент - сам Харрисон Форд играет железного капитана советской подводной лодки Алексея Вострикова. Легенде в пару в качестве его антипода, более "человечного" старпома Михаила Поленина, дается "европеизированный" Лиам Нисон ("Эскалибур", "Список Шиндлера", "Майкл Коллинз"). Авторы не стесняются надавить, пережать, сыграть со зрителем в поддавки. Делают все это по-честному и всерьез. В результате неплохой, но не выдающийся из общего ряда при других обстоятельствах боевик вырастает в целое событие. Если и не для Штатов, где его смотрят как обычное зрелище (со средней кассой, которой не помогает Харрисон Форд, все еще суперзвезда, но все же стареющая), то для нас точно.
В 1961 году, в разгар холодной войны, когда США и СССР демонстрируют миру военную силу, на учения выходит советская атомная подлодка "К-19". Военное командование к акции "Мы им покажем кузькину мать" готовится, как к настоящей войне. Отстраненный от капитанства Лиам Нисон (за то, что он слишком долго и тщательно проверяет и перепроверяет технику, боясь рисковать людьми), любимый экипажем командир заменен на стального Харрисона Форда. О предстоящей трагедии мы догадываемся с первых же кадров. (А если кто не догадался, ему показывают и рассказывают еще раз двадцать.) Шампанское о борт - не разбилось. Плохая примета. (Кстати, реальный факт.) Люди по разным причинам гибнут еще до выхода субмарины на задание. В лодке сверху капает. Какую-то гайку не докрутили, какой-то винтик не довинтили. Молодого неопытного реакторщика (Питер Сарсгаард) берут взамен приложившегося к бутылке профи. Возражений Нисона Форд не принимает. Также на борту появляется в последний момент новый врач, сухопутная крыса, страдающий от морской болезни. К тому же он понятия не имеет о том, что такое лучевая болезнь. Разумеется, реактор по дороге дает течь, он вот-вот взорвется, а рядом натовские базы... Но все это лишь для того, чтобы показать силу и величие духа советских моряков, беспредельность их веры в отечество и его идеалы. Профили моряков словно заранее забронзовели. Все матросовы, все закрывают чуть не своими телами атомный реактор. Все парни бравые (вот только какой добрый русский подсказал сценаристам их фамилии - Суслов, Демичев и Полянский?).
Что касается конфликта старпома с капитаном, как и положено по законам соцреализма, это конфликт хорошего с лучшим. Непонятно, правда, кто хороший, а кто лучший. Поначалу вроде бы лучший Нисон, он все о людях печется, в то время как Форд, несмотря на репрессированного отца, борется за идеалы коммунизма, а потом уж за людей. Он скорее потопит лодку вместе с экипажем, чем примет помощь от "шакалов", то есть врагов-американцев. Но вдруг Нисон (и это главный драматургический просчет), вроде бы поощрявший несогласных с Фордом, в момент, когда тот ставит под угрозу жизнь всего экипажа, встает на его сторону и тем самым предает тех, кто в него верил. Здесь уже "лучшим" становится Форд. Поскольку в самый последний момент он все же принимает решение принять помощь американцев, тем самым закрывая свою карьеру и рискуя попасть под трибунал и в ГУЛАГ. На пресс-показ для московских журналистов в кинотеатр "Ролан" 7 октября приехали Кэтрин Бигелоу, в свои 50 выглядящая как 30-летняя модель, Лиам Нисон и один из продюсеров Стивен-Чарлз Джефф. Все трое находились под впечатлением от питерского действа, которое, по их словам, поразило их своей масштабностью, а более всего эмоциональностью и теплотой. Кэтрин Бигелоу спросили о том, что за тяга у нее к воде (имея в виду ее картину "Вес воды" и "К-19", где под "весом воды" субмарина гнется и скрипит), как ей работалось с почти поголовно мужским актерским составом и почему она, эстетка и "независимая" в бывшем, перешла на коммерческие рельсы. Отвечала она разное, про кинематографичность "водной стихии", про "океан истории", про то, что не считает, что ушла в коммерцию и проч. Думаю все же, что с вопросом воды и коммерции не может не быть связан ее брак с Джеймсом Кэмероном, творцом "Титаника". Но вообще она действительно ловко проруководила всеми этими крутыми парнями, сделав фильм, в котором нет любовной линии, зрелищным и эмоциональным. На мой вопрос о том, как ирландцы (имея в виду его самого и Форда, наполовину ирландца) осваивали русские характеры, Лиам Нисон сказал, что легко, поскольку между нами много общего. При этом он почему-то отказал в ирландском происхождении Харрисону Форду. Лишь потом я догадалась, что ирландец, родившийся в Штатах (Форд) и ирландец, родившийся в Ирландии (Нисон), пусть оба и работают в Голливуде, вероятно, для "ирландского ирландца" - две большие разницы. Общим же между нами Нисон считает эмоциональность (темперамент), ум (сообразительность) и прямоту (упрямство, упорство). Что ж, качества и впрямь неплохие. Ирландское упрямство Нисон проявил тут же, настаивая на том, что у Форда нет ирландских корней. ("Мне он об этом никогда не говорил, а если сказал вам, то, наверное, это было в момент ночного загула".) Русское упрямство не дало мне покоя, и я сверилась с американской энциклопедией Эфраима Каца, которая гласит: "Харрисон Форд, сын отца-ирландца и матери русско-еврейского происхождения..." Пожилой Индиана Джонс вновь оказался в своей стихии. Разумеется, здесь он менее подвижен, в лодке особенно не побегаешь, хотя в "Самолете президента", где пространства не намного больше, Форд ухитрялся еще как бегать, но все же 60 - это 60. Когда мы с ним говорили об этой картине в Лос-Анджелесе в январе, сразу же после вручения ему почетного "Золотого глобуса" за всю карьеру, он был необычайно серьезен и волновался по поводу реакции русских зрителей на фильм. Конечно, после всех монстров с преобладающим именем Борис, грубозабойщиковых, капитанов Данко, пушкиных, гоголей, после серии страшных русских мафиози из новых времен фильм Кэтрин Бигелоу - это серьезная попытка сделать фильм, где о русских (даже советских) сказано с симпатией. Где они выглядят вполне нормальными, вменяемыми людьми, хотя их "советскость" уже даже нам, зрителям 2002 года, кажется почти экзотикой.