После недели ограниченного проката в столичной "Формуле кино" фильм-сюрприз начинает путешествие по стране. Неожиданность "Моей большой греческой свадьбы" в том, что эта снятая за считанные 5 миллионов (включая расходы на рекламу) долларов комедия без единой звезды легко преодолела в США 100-миллионную планку кассовых сборов.
Далеко не красивая и совсем не смелая гречанка Тула Портокалос обитает в Чикаго, в пышном особняке "под Парфенон", трудится метрдотелем в отцовском ресторанчике "У танцующего Зорбы" и к своим 30 годам почти потеряла надежду выйти замуж. Такие же грустные мысли не оставляют и членов ее семьи. Однако грустить о безбрачии Тулы Портокалосы будут недолго. Поступив в колледж, девушка вместе с самостоятельностью обретает и жениха. Беда в том, что тот - стопроцентный чужак, англосакс Йен из семьи снобов Миллеров, тестирует студентов на знание "Гамлета" и носит "женскую" прическу. Назревающий мезальянс, ко всеобщему удовольствию, заканчивается веселым пирком, на котором рекой льется уза, а чета Миллер отбрасывает условности и вместе со зрителями проникается правотой утверждения: "Все люди делятся на греков и тех, кто мечтает греками быть".
Представители древнейшей нации, придумавшей астрономию, философию и демократию, все 27 двоюродных кузенов и кузин плюс бессчетное число дядьев, племянников, тестей и зятьев, на диво колоритны. Если бы ворчание было олимпийским видом спорта, тетя Тулы была бы золотой медалисткой. Бабушка спит с ножом под подушкой - на случай неожиданного нападения турок. Отец способен отыскать греческие корни даже в слове "кимоно". Из его филологических изысканий следует, что свадьба дочери есть прививка яблока к апельсину, поскольку в фамилиях молодоженов кроются названия этих фруктов. В такой вкусной прививке секрет успеха, обнаруженный продюсером Томом Хэнксом и режиссером Джоэлем Цвиком скорее благодаря интуиции, нежели математическому расчету. Американские эпигоны Николая Вавилова деликатно экранизировали сценарий актрисы Нии Вардалос, остроумно и негрубо обыграли национальные особенности, выдав в итоге житейски достоверную, в меру архаичную, совсем не оригинальную, зато безошибочно бьющую в цель лирическую комедию.
Создатели большинства сюжетно схожих лент - вялой шведской "Давай, давай!", например, или талантливой франко-израильской "Поздний брак" - стремились запечатлеть сырую, неограненную реальность, снимали ручной камерой, на цифровое видео, в будничных интерьерах, с импровизированными диалогами. И довольствовались локальным успехом на кинофестивалях второго ряда. Средней руки профи Джоэль Цвик оказался умнее. Он не стал рядить традиционное кино хорошего настроения в сермяжные одежки правды жизни. "Свадьба" демонстрирует узнаваемую, но менее обычную жизнь - веселую, сытную, добрую. Чтобы вести ее, надо превратиться в грека - хотя бы душой. И не походить на "пересушенное семейство" Миллеров. Люди, сыгравшие нам греческую свадьбу, подошли к зрителям, как к тостам, и возжелали сдобрить самых сухих медом и мармеладом.