Рассказ о премьере "Чикаго" в Москве, рассказ об одном из самых удачных опытов постановки мюзикла в его классическом американском варианте (скажем сразу, чтоб не терзать ожиданием заинтересованного читателя) естественно разделить на три части. В первой - слово об участниках проекта, во второй - неполный перечень тех, кто собрался в зале Театре эстрады на первой - светской - премьере. Наконец, в третьей, если хватит места, - описание представления. (Но без первых двух кого заинтересует сегодня часть третья нашего рассказа?)
* * *
Начну с воспоминания об одной круглой и уже исторической дате. Ровно 10 лет назад, в начале октября 1992 года, в Москве открылся Первый международный театральный фестиваль имени Чехова. В первый вечер на сцене Театра имени Моссовета петербургский БДТ сыграл трагедию Шиллера "Коварство и любовь". В ожидании высоких гостей кремлевская охрана обследовала перед спектаклем все углы и закоулки, даже заперли одну околотеатральную даму в туалете. Хотя никого выше тогдашнего госсекретаря Бурбулиса в зале не было. После спектакля я подошел к нему, чтобы он сказал два слова об увиденном. Спектакль мне понравился, сказал он, - видно, что над ним очень долго работали.
Над "Чикаго" работали много и многие. На сцене, правда, не очень видны те огромные, миллионодолларовые траты, о которых говорилось, но, может быть, не все деньги попали в поле зрения зрителей. Может быть, именно продюсерам мюзикла надо сказать спасибо за ремонт театра, появление еще одного этажа, куда переместились гардероб и туалеты, оборудованные по последнему или предпоследнему слову научно-технического прогресса?
Впечатляет список участников, то, что действительно впервые в театральном проекте заняты эстрадные звезды первой величины. Не знаю, будут ли дальше выходить в одном спектакле на сцену сразу и Филипп Киркоров, и Лолита, и Лика Рулла, и Ярослав Здоров, и Анастасия Стоцкая (часто в таких случаях "выделяют" одно, максимум два "имени", остальные же отдыхают, благо у каждой звезды - от одного до трех дублеров). Но на премьере они играли, танцевали и пели все вместе. И это впечатляло.
Список "административно-технического состава "CHICAGO-Россия", занимающий отдельную страницу буклета, начинается именами продюсеров - Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова. Из знаменитостей в нем - стилист Сергей Зверев и Бедрос Киркоров, который значится руководителем отдела реализации. А завершает список личная охрана Филиппа Киркорова, его же личный водитель, личный водитель Аллы Пугачевой, их общий повар и, наконец, домработница Людмила Дороднова.
Список тех, кому причитается "особая благодарность" (еще одна страница), открывает мэр Москвы Юрий Лужков, а в самом списке среди других - нефтяная компания "ЮКОС" и лично Михаил Ходорковский, ресторан, мебельный магазин (спасибо за "уют в гримерных"), фитнес-центр. И, что приятно, этот список венчает благодарность "всем зрителям, посетившим "CHICAGO".
* * *
Премьера "Чикаго" способна была поразить даже видавших виды. То есть, когда спектакль уже закончился, к выходу из Театра эстрады пришлось протискиваться, поскольку в "предбаннике" было тесно от пришедшей за своими клиентами охраны. Выехать же было просто невозможно, и плакали те, кто до того радовался, что удалось припарковать машину близко к входу.
Рассадкой, чувствовалось, занимались профессионалы. Светскую публику "расписали", если можно так сказать, "по категориям" и даже "по ремеслам". В одном ряду, например, плечо к плечу сидели представители отечественного кинематографа: Никита Михалков с супругой Татьяной, звезда его фильмов Олег Меньшиков, Эльдар Рязанов (его мирную беседу с Михалковым перед началом представления тут же интерпретировали как шаг к перемирию между двумя киноакадемиями)┘ Поблизости тесной группой сидели представители других столичных мюзиклов: продюсер "Метро" и "Нотр-Дам де Пари" Александр Вайнштейн, директор Театра оперетты г-н Тартаковский, от "Норд-Оста" - генеральный директор Георгий Васильев и т.д.
Имея в виду, что продюсерами "Чикаго" стали Пугачева и Киркоров, естественно, что наиболее полно на премьере был представлен отечественный шоу-бизнес. Игорь Николаев, Александр Буйнов, Валентин Юдашкин, Евгений Петросян и Елена Степаненко, Максим Галкин, Владимир Винокур, Михаил Жванецкий (последние сидели двумя тесными группами "юмористов"; в соответствии с профессиональным "водоразделом" с ними был и директор театра Геннадий Хазанов)┘
Московскую власть представлял заместитель Лужкова Олег Толкачев, а также на премьеру пришла супруга Лужкова Елена Батурина с двумя детьми.
* * *
Наконец, о спектакле. О шоу, которое удалось. Хотя все вышесказанное и описанное, вся реклама, которая с весны еще встречала на каждом шагу, должно было (по нашей традиции) обнаружить тщетность усилий. Чем навязчивее реклама, тем непритязательней продукт, уже привыкли мы.
В "Чикаго" все сделано просто, но о непритязательности речи нет.
Черный кабинет. Вместо декорации (буквально на сцене) сидит живой оркестр (я насчитал 14 музыкантов). Танцовщики и солисты - в черном, и редко полноту черного расцвечивают цветные - белые - вкрапления вроде огромных вееров из белых перьев, которыми встречают выход адвоката Билли Флинна - Филиппа Киркорова.
Оркестр почти не оставляет места для свободных режиссерских решений, для игры остается два коридора по краям и авансцена, где и выясняются все отношения. Незанятой остается и вертикаль, потому нескольким актрисам приходится взбираться на лестницу, чтобы с высоты поведать миру и публике Театра эстрады о своих сильных переживаниях.
В программке написано: оригинальное либретто Фреда Эбба и Боба Фосса, Боб Фосс, знаменитый у нас прежде всего по фильмам "Кабаре" и "Весь этот джаз", значится также автором оригинальной постановки (1975 г.) и хореографии. Так вот: танцуют, вообще двигаются в нашем "Чикаго" так, что в это можно поверить. Редкий случай. Почти небывалый. Едва ли не впервые американские первоисточники обрели качественный и даже остроумный перевод (текст Александра Карпова и Андрея Морсина, а если углубиться в изучение буклета, то можно узнать, что бессонные ночи в работе над литературным переводом либретто провела еще и Татьяна Лазарева из "ОСП-студии").
Очень артистичен Филипп Киркоров в роли предприимчивого адвоката, способного оправдать любого убийцу, и Лика Рулла, которой досталась роль убийцы Велмы Келли. И поет она, как хорошая джазовая певица. Увы, главная героиня, Рокси Харт - Анастасия Стоцкая, пока до ее высот не дотягивает, так что главные пока - Лика Рулла, Филипп Киркоров и, конечно, Лолита Милявская, поющая Матрону "Маму". Что касается Ярослава Здорова, ставшего знаменитым после участия в спектаклях Виктюка, то в "Чикаго" он многих "обманывает", почти до самого финала выдавая себя за даму, впечатлительную журналистку Мэри.
В общем, здорово вышло. Если бы не одно "но", совершенная малость, величина, которой в наше время можно, наверное, и пренебречь.
В буклете, который зрители получают бесплатно, Филипп Киркоров, приглашая дам и господ, обещает "историю об убийстве, жадности, коррупции, насилии, эксплуатации, супружеской измене и предательстве. В общем, обо всем, что так близко и дорого нашим сердцам". Потом, будто опасаясь, что не все зрители обратили внимание на это предуведомление и неосмотрительно пришли в театр с маленькими детьми, эти же слова повторяют со сцены (но некоторых это предупреждение так и не остановило, и кровожадную историю наблюдали несколько далеко несовершеннолетних зрителей и зрительниц и среди них, как замечено выше, - совсем юные дочки московского градоначальника).
Однако же программка не обманывает: "Чикаго" - это про убийства, жадность и т.п. Любви места нет.
Не наша история. Единственная мечта Велмы и Рокси - спеть и сплясать в варьете. О любви ("Все отдам я за любовь") поет Билли Флинн, но и он никого не любит. В "Чикаго" нет любовной истории и совершенно отсутствуют какие-либо высокие ценности. Единственная песня, которую можно "достать" и разучить с детьми: "В каждом есть хоть капелька добра", которую поет Лучезарная Мэри (Я.З.). Но Лучезарная Мэри и муж Велмы, которые с грехом пополам могли бы претендовать на роли положительных героев, высмеяны от начала до конца.
В финале на фоне сверкающего, из новогодней гирлянды, занавеса Велма и Рокси - звездный дуэт дорогого варьете. "Блестящий пример Американской Мечты, - написано в буклете, - две убийцы, удачно использовавшие скандал для завоевания популярности, наслаждаются любовью зрителей".