Таких дирижеров мало. Владимир Юровский вышел на сцену, элегантно поклонился и встал за пульт. Дальше произошло для московской публики невероятное. Юровский взмахнул руками, постоял так с минуту, снова сложил их, дожидаясь тишины. Тому, кто хоть раз был на концерте в Большом зале консерватории, не надо объяснять - абсолютной тишины там не бывает никогда. Зал чихает, кашляет, шуршит, говорит по телефону, словом, без зазрения совести занимается своими делами. Обычно дирижеры закрывают на это глаза, или, вернее сказать, уши, и концерт идет своим чередом. В этот раз все было по-другому.
Юровский сложил руки, покачал головой. Публика смутилась и начала затихать. Наконец наступила долгожданная тишина. Уже это было прекрасно. Дирижера можно понять еще и потому, что музыку хореографической поэмы Дебюсси "Игры" воспринимаешь гораздо острее в полной тишине. Написанная для дягилевских "русских сезонов" поэма полна тонкими и мимолетными образами, характерами и настроениями. Эту музыку надо либо слушать очень внимательно, либо не слушать вовсе. Юровский заставил зал выбрать первое. Вслушиваясь в "Игры", можно было заметить, что дирижер прекрасно владеет ситуацией, железно держит оркестр и блестяще знает партитуру. Мало того, сама дирижерская техника Юровского - это чрезвычайно редкий случай. Все вступления, фразы, подголоски и реплики он показывал оркестрантам так ясно и понятно, что они сыграли бы все точно, даже не будь у них в руках инструментов.
В Москве Юровского еще не слышали. А то, что слышали о нем, носило характер сказки - столь удачна его карьера на Западе.
Владимир Юровский родился в Москве, учился в Московской консерватории, затем переехал в Германию, где продолжил учебу в Музыкальной академии Дрездена и в Берлине. Все его карьерные достижения (невероятные с учетом его молодости) перечислять слишком долго. Скажем лишь, что Владимир Юровский - главный приглашенный дирижер миланского оркестра Sinfonica Verdi и художественный руководитель одного из самых престижных оперных фестивалей Европы - Glyndebourne Festival Opera. В принципе дирижеры такого уровня к нам ездят пока еще редко. Тем больше были ожидания. Они оправдались частично. В программе, кроме "Игр", были "Жар-птица" Стравинского в редакторской версии 1945 года, новое для Москвы - "Танцы председателя" современного американского композитора Джона Адамса из его же оперы "Никсон в Китае" и Концерт для бандонеона с оркестром Пьяццоллы. Программа идеальная - сложная, приятная публике и модная. Любимец столицы РНО держался великолепно. Соло звучали свежо, чисто, tutti - слаженно и по-хорошему жирно. Естественно, больше всего публике понравился Пьяццолла. Известный в основном своими огненными танго композитор писал для своего любимого инструмента бандонеона (южноамериканская разновидность аккордеона) и в более академических жанрах, как, например, концерт. Солировал на бандонеоне норвежец Пер Арне Глорвинген. Много лет назад Глорвинген, родившийся в горной деревне в Норвегии, влюбился в Аргентину, танго, бандонеон и музыку Астора Пьяццоллы. Совместно с Гидоном Кремером записал четыре CD, дал более ста концертов по всему миру. Но, как ни странно, особенно запоминающимся его исполнение назвать трудно. Зато дирижер снова оказался на высоте. Моментально вместо прохладного, прозрачного облака музыки Дебюсси он представил залу огненный, упругий ритм и вызывающе яркие гармонии Пьяццоллы. Исполненная во втором отделении премьера "Танцы председателя" Адамса оказалась остроумной, блестяще оркестрованной пьесой, сыгранной оркестром так же сияюще чисто, как и все остальное в этот вечер. Владимир Юровский - один самых перспективных дирижеров мира. Он из тех, кого оркестр уважает и, может быть, даже побаивается. У него, безусловно, есть свой стиль - властный, жесткий, беспощадный к халтуре, элегантный и экстрапрофессиональный. А то, что этому стилю пока несколько не хватает обаяния, легкости и шарма, - это пустяк. Все еще будет.