Празднование юбилея одного из самых именитых и любимых публикой режиссеров нашего времени совпало одновременно с открытием филармонического сезона 2002/03 г. и Международным днем музыки. Размах впечатлял. Прямая трансляция на телеканале "Культура", обилие звезд в зале - министр культуры Михаил Ефимович Швыдкой, Ирина Хакамада, глава компании "Боско ди Чильеджи" Михаил Куснирович, Олег Янковский, Ингеборга Дапкунайте и многие другие светские персонажи. На сцене звезды были не меньшего масштаба - Гидон Кремер, Юрий Башмет, виолончелистка Марта Судраба, скрипачка Елена Ревич.
Программа концерта (Бах, Шнитке, Денисов, Морриконе), составленная с учетом вкусов юбиляра, казалось, не совсем подходила для светского повода. Трио Шнитке для скрипки, альта и виолончели - музыка высокого напряжения. Но Любимов много лет сотрудничал с Альфредом Шнитке, как и с Эдисоном Денисовым. А желания именинника - закон. К счастью, труднейшее трио было исполнено Гидоном Кремером, Улой Улийоном и Мартой Судрабой на таком высоком уровне, какой только можно себе представить. Редкий случай - современную и относительно современную музыку другие исполнители частенько позволяют себе играть халтурно. Видимо, в надежде на то, что никто из присутствующих в зале не знает, как это должно звучать на самом деле.
Второе отделение открыл "Тринадцатый" - квартет номер 13 Шостаковича, переложенный для альта и оркестра Александром Чайковским. Юрий Башмет в главной роли и великолепный аккомпанемент оркестра снова продемонстрировали высочайший исполнительский уровень. Затем Кремер с Башметом представили публике Три пьесы Эннио Морриконе из музыки к спектаклю "Сон странного человека", поставленного по рассказу Достоевского. Для многих стало новостью, что композитор, известный у нас в основном музыкой к фильмам "Профессионал" и "Однажды в Америке", пишет еще и "серьезную" музыку. Появление в программе Морриконе объясняется именем Достоевского - писателя, к которому не раз обращался Любимов. Но самым ярким номером концерта стал "Happy end" Эдисона Денисова. Пьеса была написана композитором в 1985 году для фестиваля "Музыканты смеются", однако исполнена тогда не была. Сам Денисов считал эту пьесу абсолютно несерьезной. По признанию самого композитора, он создал некую пародию на форму concerto grosso. Из струнного оркестра выделена солирующая группа: две скрипки, виолончель и контрабас. Солировали Гидон Кремер, Елена Ревич, Марта Судраба, Юрий Голубев. На первый взгляд "обычная" непонятная современная музыка. Но посреди всего "непонятного" вдруг возникла совершенно "голливудская" тема с томными мелодиями скрипок и сочными гармониями оркестра. Лучше всех смотрелась в этой музыке Елена Ревич. Помимо изумительного звучания инструмента она продемонстрировала отличные актерские данные - играя, она одновременно успевала кокетничать и с Кремером, и с залом. Красивая молодая скрипачка в изящном длинном черном платье, да еще и прекрасно играющая: какой подарок мог быть лучше? День рождения явно удался. Публика встала, долго аплодировала вместе с довольным Любимовым и выпросила бис - "Польку" Шнитке в исполнении Гидона Кремера и оркестра. Остроумная миниатюра - жанр, подходящий Кремеру как никакой другой. Естественно сопроводив свою игру еще и забавными придумками (например, сделав вид, что преувеличенно долго переворачивает ноты, заставляя оркестр "висеть" в настоящей актерской паузе), скрипач виртуозно завершил праздник. Было жаль, что все закончилось, но это и правильно. Уходить с дня рождения надо немного раньше, чем захочется домой.