0
783
Газета Культура Интернет-версия

02.10.2002 00:00:00

Приговор Оскару Уайльду

Тэги: уайльд, паркер


В идущем на канале "Россия" сериале "Закон" есть забавный эпизод. Один из героев - присяжный в суде - дарит своим коллегам по скамье заседателей пахнущий типографской краской томик Оскара Уайльда. Один из облагодетельствованных - сермяжный водитель грузовика - заинтересованно листает книжицу неведомого автора, но, услышав шепот более образованной соседки, поведавшей о сексуальных предпочтениях великого мастера парадоксов, гневно отшвыривает том. Постановщик очередной версии "Как важно быть серьезным" Оливер Паркер - человек, безусловно, образованный и корректный. Тем не менее уж лучше бы он пнул книгу с уайльдовским текстом и не брался за ее экранизацию. Увы, Паркер с тщанием, достойным лучшего применения, адаптировал колкую комедию для кино. Не изменил, шельмец, ни строчки, что не помешало ему сотворить фильм выхолощенный и, за редкими исключениями, убийственно несмешной. Когда-то пьесу Уайльда играли в "Мастерской Петра Фоменко". Паркеру до такого уровня далеко, его кино следует сопоставлять с постановкой в каком-нибудь замшелом театре - название впишите по вкусу. Или, что точнее, с полной звезд антрепризной халтурой.

Берясь за краткое введение в курс дела, рецензент ступает на опасно зыбкую почву, становясь невольным конкурентом Уайльда. В пьесе конца XIX века действует комический квартет, четыре стороны которого составляют закадычные друзья Элджи и Джек и их возлюбленные дамы. Соль сюжета в том, что оба лондонских денди ведут двойную жизнь. Джек (Колин Ферт), например, зовется Джеком только в своем загородном поместье. Там несовершеннолетняя воспитанница Сесиль (Риз Уизерспун) да старая экономка мисс Призм принимают его за почтенного очкарика эсквайра. В столице же, где якобы живет беспутный кузен Джека Эрнест, наш герой сам превращается в безродного пройдоху Эрнеста, увивающегося за породистой аристократкой Гвендолен Брэкнелл (Фрэнсис О"Коннор). Его помолвке с юной леди противится охочая до чистоты происхождения мать леди Брэкнелл (Джуди Денч). В то же время ближайший товарищ Джека, обнищавший аристократ и авантюрист Элджи (Руперт Эверетт), по совместительству - кузен Гвендолен, отправляется в имение Джека, где выдает себя за того самого вымышленного братишку Эрнеста и вмиг добивается расположения Сесиль. С дуплетом быстрых свадеб возникают проблемы, когда девушки, всю жизнь мечтавшие выйти замуж за Эрнестов, узнают реальные имена суженых. Вот в общих чертах история - "ах, водевиль, водевиль, водевиль!".

Объяснить, чем фильм нехорош, не так просто. Пестрящие остротами-афоризмами спичи Уайльда на месте (единственное отличие, что привнес в канонический сюжет Паркер, - это татуировка с заветным именем "Эрнест", сделанная эмансипированной Гвендолен на попке). Актеры недурны. Костюмчики сидят ладно. Травка на сельском лугу сочна и зелена. Наперегонки поглощаемые Элджи и Джеком оладьи румяны и маслянисты. Другое дело, что при всем уважении к каждому из исполнителей в отдельности играют они не то чтобы плохо - плохо они не умеют, - но механически. Без души и явно экономя силы отрабатывают гонорар, выдавая отлаженные гримаски и движения. Такую Джуди Денч и такого Руперта Эверетта мы видели не один, не два и, пожалуй, не десяток раз. Риз Уизерспун демонстрировала более яркие актерские возможности, будучи даже "Блондинкой в законе".

Подобный механический эффект производит и фильм в целом. Есть хорошая пьеса, которую разучили и с выражением прочли по ролям. Оператор постарался в меру живописно представление запечатлеть. Композитор озвучил происходящее легкомысленными ретромелодиями, имеющими, правда, большее отношение к первой половине века двадцатого. Режиссер┘ А что режиссер? Сидел себе в кресле, отдавал в рупор команду "Мотор!", быть может, расставлял исполнителей по нехитрым мизансценам. И на полном серьезе старался превратить язвительное произведение циника и декадента Уайльда в гладенькое кино. Чтобы понравилось всем без исключения. Но ведь так не бывает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1470
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1496
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1222
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
771

Другие новости