0
1136
Газета Культура Интернет-версия

02.10.2002 00:00:00

Русский "Любовник" в Стране Басков

Тэги: кинофестиваль, сансебастьян


кинофестиваль, сан-себастьян

Вим Вендерс, возглавлявший жюри только что закончившегося Сан-Себастьянского кинофестиваля, с призами обошелся довольно затейливо. Шесть призов обязательных: "лучший фильм", "лучшие" - режиссер, актриса, актер, оператор, сценарист - он увеличил до восьми (прибавил спецприз и поделил на двоих приз сценарный), выбрал пять фильмов, дал двум из них два главных приза, а остальным трем - по паре.

Через мощный испано-аргентинский барьер (четыре приза) удалось пробиться лишь Китаю и... России. Китай представлял не кто иной, как Чен Кайге с фильмом "Вместе" (две "Серебряные раковины" - за лучшую режиссуру и лучшую актерскую работу Лю Пейки). Россию - Валерий Тодоровский с "Любовником" (призы за лучший сценарий Геннадию Островскому и за лучшую операторскую работу Сергею Михалюку).

Русское кино, похоже, вошло в полосу везения и признания. После венецианского триумфа, успеха в Монреале и Торонто, сдался Сан-Себастьян. Видимо, речь идет не только о том, что туда попали хорошие фильмы, но и о точном их выборе, ведь у каждого фестиваля своя публика, свои вкусы и пристрастия. Эмоциональный "Любовник" с душещипательным сюжетом пришелся как нельзя более кстати именно в Сан-Себастьяне, где любят интересные истории и добротную актерскую игру. Возможно, в раскладе призов не обошлось без восточной премудрости принца тайского (один из членов жюри, режиссер Чатри Чалерм Юкол, является наследником королевского престола), которую не так-то просто расшифровать. Как, кстати, и его фильм "Легенда о Сурийотай", который участвовал в официальной программе вне конкурса. Не то чтобы сложный, но запутанный сюжет экзотической "Легенды" понять можно разве что знатоку истории Таиланда. Зато теперь мы знаем, что в таинственной стране Таиланд снимают кино не только тибетские ламы ("Кубок"), но и настоящие принцы.

Третья пара призов досталась красивой и традиционной аргентинской ленте Адольфо Аристарайна "Общая почва". Адольфо Аристарайн и Кати Сааведра получили поделенный с Островским приз за лучший сценарий, а Мерседес Сампьетро - приз за лучшую женскую роль.

Специальный приз жюри изобрело для одного из двух фестивальных фаворитов - аргентино-испанского фильма Карлоса Сорины "Маленькие истории".

"Золотую раковину", как и предполагалось, вручили главному лидеру конкурса - испанской ленте Фернандо Леона де Араноа "Понедельники на солнце". В "Понедельниках на солнце", своеобразном варианте нашумевшего английского "Полного голяка" ("Догола"), перенесенном на индустриальную толедскую почву, блеснул любимец местной публики Хавьер Бардем. В "Маленьких историях" всех растрогала теплота и душевность трех сюжетов, каждый из которых сам по себе не слишком оригинален, но вместе они составляют очень милый фильм о потерянных собачках, упрямых старичках, наивных пейзанках, романтических холостяках и прочих добрых людях.

"Вместе" Чена Кайге - фильм чудноватый, но в нем есть некая притягательность, энергетика и странное сочетание несочетаемого. После только что прошедшего в нашем прокате заурядного "Убей меня нежно" Кайге словно прорвало. Фантастический монтаж (и изображения и звука), отдающий классическую музыку "на милость" китайским макаронам, прямо сталкивающий гротеск с лирикой, Чайковского с поносом, Мендельсона с грязными носками. Накрашенную проститутку с прилизанным "советским пионером". Божественные звуки скрипки с шипением масла на сковородке в какой-то затрапезной пекинской забегаловке. Монтаж здесь так же виртуозен, как виртуозна игра 13-летнего скрипача-вундеркинда, из которого папаша-фанат из глухой китайской деревни хочет сделать концертирующего музыканта. Лю Пейки (отец вундеркинда) - это клоун, кривляка, с преувеличенной мимикой, жестикуляцией, азиатскими ужимками и припрыгиваньями, который вдруг становится простым и трагичным. Чен Кайге и сам снялся в роли профессора музыки (а на стенку повесил собственный портрет) в картине, которую давно хотел снять для того, чтобы выразить свою любовь к западной классической музыке и соединить таким необычным образом Запад и Восток. Западную культуру с восточной экзотикой. Возможно, отсюда и название фильма - "Вместе". Картина эта отнюдь не так проста, как может показаться на первый взгляд, она умна, иронична и весьма остроумна.

Фильм Чена Кайге особенно ярко выглядит на достаточно однообразном, хотя и качественном "испано-латино" фоне, составляющем основу сан-себастьянского конкурса. Из 18 фильмов 7 - испанского или латиноамериканского происхождения. Хоть фестиваль и юбилейный, 50-й, и нужно воздать должное своему кино и потрафить вкусам местной публики, все же это явный перебор. Тем более что без двух-трех фильмов (испанской "Октавии" Басильо Мартина Ратино, скажем, или чилийского "Лейтона" Гонсало Хустиниано) спокойно можно было бы обойтись.

Мексиканское "Преступление падре Амаро" Карлоса Карреры по известному роману португальского писателя Эса де Кейруша, действие которого перенесено в наши дни, - как раз из тех самых добротных, сюжетных, традиционных лент, из которых в основном и состоял конкурс фестиваля Страны Басков. "Преступление..." было бы совсем хорошим, если бы не впало в третьей своей трети в чрезмерную слезливость и избыток мелодраматизма. Гаэль Гарсия Берналь ("Сука-любовь") гораздо интереснее выглядит в роли молодого священника, невинного юноши, почти святого, чем в роли похотливого лжеца, в которого он превращается довольно резко и неубедительно.

Приличные неиспаноязычные фильмы, видимо, к осени были уже разобраны другими фестивалями, так что Сан-Себастьяну осталось либо взять что-то получше из Торонто ("Хороший вор" ирландца Нила Джордана или "Китовая наездница" новозеландки Ники Каро), либо пойти на снижение качества. Трудно, видимо, было отказаться от европейской премьеры фильма американца Пола Шредера, режиссера с именем. Тем более что это единственная американская картина в конкурсе, к тому же со звездами (Грег Кинниар и Уиллем Дефо). Но "Автофокус", в основе которого реальная история жизни и смерти телезвезды конца 60-х Боба Крейна, сляпан настолько безвкусно и наспех (такое ощущение, что у Дефо, явно валяющего дурака, даже парик криво приклеен), что задаешь себе вопрос: да сценарист ли "Таксиста" и режиссер ли "Американского жиголо" приложил руку к этой небрежной вещице?

Комедия "Задержка рейса" француженки Даниэль Томсон (вне конкурса) завершила фестиваль на легкой, симпатичной ноте. Кроме того, позволила поиметь на закрытии двух европейских звезд - Жюльет Бинош и Жана Рено. Шеф-повар и визажистка встретились по причине отмены всех рейсов бастующими авиадиспетчерами в аэропорту имени Шарля де Голля. Случайная встреча, как можно догадаться, стала встречей жизни. А первоначальная индифферентность, временами перерастающая почти в ненависть, превратилась в нежность и любовь. Попытка сделать из вечно небритого Рено с мешками под глазами и лицом профессионального убийцы романтического героя временами казалась довольно удачной. Хотя Эльдару Рязанову этот сюжет ("Ирония судьбы") дался легче.

В целом же Сан-Себастьян подтвердил догадку, связанную с последними осенними фестивальными сюжетами, - налицо некая общая усталость фестивального движения. Чем это вызвано, пока не берусь судить, но и ажиотажа вокруг крупных фестивалей стало поменьше, и очереди за билетами покороче.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
1199
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
1171
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
2029
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
2935

Другие новости