В залах Государственного исторического музея открылась очередная выставка из цикла российско-германских проектов "Придворная охота". "Масштабность и роскошь во всем" - наверняка именно под таким девизом выезжали на охоту императоры. В наше время подобные лозунги только-только возвращаются в моду, причем возвращаются, как это ни странно, при содействии бесстрашных кураторов. По всем параметрам выставка "Придворная охота" велика и богата, в общем, действительно устроена на широкую, придворную ногу. Одни только цифровые исчисления данной выставки говорят об этом: 5 залов общей площадью в 1000 кв. м, 670 экспонатов, из которых 658 представлены широкой публике впервые, 13 музеев-участников. Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. Пушкина, музей-заповедник Царское Село, Государственный архив, музеи города Кассель - вот далеко не полный перечень тех музеев, которые предоставили свои весьма разнообразные экспонаты, начиная от крошечных табакерок со сценами охоты и заканчивая монументальными изображениями великих самодержцев в элегантных охотничьих костюмах с ружьями и арбалетами. Сюда же подключился и Дарвиновский музей, который ко всему прочему поделился едва ли не самым большим и впечатляющим количеством экспонатов. Чего стоит только одна голова зубра, устрашающе зависшая на одной из стен экспозиции.
Период, который решили осветить устроители выставки, также довольно основателен - 4 века, начиная с XVI и заканчивая началом XX. При этом, несмотря на все старания организаторов подвести под выставку точную историческую концепцию, некоторой фантастичности и гротескности избежать не удалось. А как может быть иначе, если в одном зале соединились и произведения мастеров-таксидермистов, и оружейная коллекция, и живописные шедевры Гроота. И получилось не скучное (если, конечно, к охоте можно применить подобное описание) историческое изыскание на тему охоты в России на протяжении четырех веков, а так сказать, описательныйматериал к этому изысканию. Причем материал самый что ни на есть изысканный. Такое ощущение, что даже выставленные здесь многочисленные ружья, арбалеты, ножи самых разнообразных форм и размеров - это так, красивая декорация, и ими никогда и никого не убивали.
Основная масса представленных памятников относится к XVII-XVIII векам, когда охота и в России, и в Германии превращается в изысканный ритуал, со множеством церемоний и правил, различных для каждого вида охоты: псовой, соколиной или самой популярной - парфорсной (с долгим преследованием зверя). Это эпоха, когда для охоты закладываются лесные и озерные ландшафты, а участникам охоты рассылаются приглашения с подробнейшей программой их действий на предстоящей охоте. Эпоха строительства изящных охотничьих павильонов, подобных павильону "Монбижу" в Царском Селе, где стены завешивались картинами с изображениями "всякого звания и всех родов птиц и зверей". И залы выставки уподоблены именно этим самым павильонам. Поэтому хождение по ним навевает скорее приятные размышления на тему былой роскоши, нежели агрессивные мысли, связанные с охотой по своей сути. А это, согласитесь, иной раз и заманчивее.