Спустя тридцать лет художник Аарон Априль вернулся из Иерусалима в Москву. Но его приезд нельзя назвать возвращением блудного сына. Априль останется в столице лишь до конца октября, на время его персональной выставки, которая открылась в Музее современного искусства. Здесь представлены произведения последних не тридцати, а двадцати лет. Художник говорит, что было очень трудно отобрать лучшие работы. А их у него немало: персональные выставки в Израиле, Канаде, США, Германии, Швейцарии, Франции... И вот перед нами итог - 85 полотен и акварелей.
Художник использует всю палитру ярких, обжигающих красок. С первого взгляда кажется, будто Априль вылил на холст несколько ведер с разными красками и вставил его в раму. Со второго взгляда прорисовываются очертания, силуэты. А третьим взглядом уже сталкиваешься со взорами разноцветных лиц. Так постепенно, будто сбрасывая сине-зеленые покрывала и открывая глаза, то тут, то там обнажаются женские и мужские тела под "Греческий мотив" (1995). "В небесах и на земле" парят птицы, вылетая из диптиха прямо на вас и тут же путаясь в месиве голубых, зеленых, красных, черных, желтых красок. В стремительном падении перед глазами застывает красно-сине-бурый мир в момент движения ("Последний полет", 1982). Хаотичными брызгами выписан идущий Ирод ("В летнем дворце Ирода", 1986). Так и хочется его схватить, потрогать роскошные наслоения красок его туники. "В городе" (2000) пестрит множество сюжетов: объятья любовников, петушиный бой, стрельба и просто лица.
Иллюзорная беспорядочность взмахов кисти - это настроение Априля. Автор рисует эмоциями: то резво калякает "Чудесное утро" (1993), то, боясь потревожить, робкими мазками выписывает апатичного "Иова". Кстати, библейская тема появилась у Априля случайно. Читая Священное Писание в подлиннике, на иврите, художник нашел фразы - точные определения своим картинам. Так появилась "Песнь песней" (1981-1983). Часто названия полотнам Априля дают сами зрители. А раньше это с ходу делал его маленький сын.
А вообще творчество художника все какое-то спонтанное, непредсказуемое. Однажды Априль долго возился над одной своей картиной и никак не мог понять, что же это за эмоции у него такие нарисовались. Год мучился, а потом взял да и назвал ее просто - "Суета сует". Коллажи с петухами ("Вражда", 2000) тоже получились сами по себе. Как-то возмутила Априля одна журнальная статья, и он, как человек импульсивный, ножницами раскромсал журнал. А на следующий день, работая в мастерской, наткнулся на эти вырезки и "замешал" их в картину. Вот так и получается: петухи отношения выясняют, бумажные люди за ними подглядывают, а Априль их во всей красе-то и выставляет.