0
798
Газета Культура Интернет-версия

30.09.2002 00:00:00

Жизнь вслух

Тэги: юбилей, ефремов, любимов


Как всегда с юбилеями, кажется, что только отшумел предыдущий, как подступает следующий. И родятся обыкновенные, банальные мысли - о скоротечности жизни или относительности времени, еще недавно двигавшегося степенно и важно.

Между тем с прошлого юбилея прошло пять лет. Пять лет - с тех пор как не отмечали 80-летие Любимова и не отмечали 70-летие Олега Ефремова.

Любимов все поздравление заслушивал в рабочем порядке, позволив группам поздравляющих прервать репетицию вечерней премьеры. Начали в двенадцать, закончили, когда до начала спектакля оставалось уже совсем немного времени. Ефремов и вовсе бежал из Москвы. Уехал в Питер, чтобы встретить день рождения и ранний час своего рождения в "Красной стреле", во сне. Днем было небольшое собрание в тамошнем Доме актера, и выступления Дмитрия Сергеевича Лихачева, Кирилла Лаврова, Даниила Гранина┘ И - тоже репетиция, и потом - спектакль.

Прошло пять лет. Вспоминая прошлое, вдруг отчетливо понимаешь даже не то, как "медленно душа заботится о новых переменах", а в данном случае - как незаметно для себя перешагиваешь грань, за которой театральный критик, даже газетный рецензент становится историком театра. Когда становится важной тогда казавшаяся несущественной последовательность событий: поздравления у Любимова, вечерняя премьера и последующая спешка, с какой надо было добираться на Ленинградский вокзал, чтобы успеть на "Красную стрелу". И в "Независимой" вышла тогда статья ленинградского критика Лени Попова: "Один день разницы: Юрий Петрович отмечает юбилей 30 сентября, Олег Николаевич - 1 октября. Астрологи, ликуйте: сходство судеб поразительное! Популярный актер театра, недовольный делом, которому служит ("рутина!"), уходит в педагогику, воспитывает учеников и основывает с ними театр, взрывающий изнутри взрастившую его театральную систему. О ком это из двоих? О любом, кажется┘ Астрологи, плачьте! Строитель и подрывник, повествователь и комедиант, печальный домосед, который разгоняет свой пессимизм, вступая в диалог с окружающим миром, и жизнерадостный космополит, которому больше всего нравится говорить о родных российских осинах┘"

Любимов был тогда простужен и все равно хотел всех выслушивать стоя, притулившись в уголку сцены, потом сел в кресло, но тут же вскочил, едва вышел на сцену Игорь Моисеев: "Вы садитесь, а я постою". Выпивал по просьбе певших и славивших и с первых слов сбивал всякую высокопарность. Ефремов тоже приехал. Был немногословен и прост.

Тогда Любимов вскользь заметил, что все Борисы и Борисычи приказали ему дотянуть до 90. Нет, уж лучше до ста, думаешь теперь.

Пришла пора новых юбилеев. Но, как говорится в "Трех сестрах", один уже ушел, ушел навеки. Любимов же, как и пять лет назад, вольностей не позволяет, отводя поздравления "на потом", в "разное".

Так что, можно сказать, что в обоих случаях юбилей - праздник не юбиляра, но многочисленных поклонников, учеников, интерпретаторов, толкователей таланта. В этом отношении нынешние круглые даты немного отличаются от тех, предыдущих. Только в этом.

* * *

"Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь┘"

Любимов - эпоха. Ефремов - эпоха. Горланы-главари. И время было веселое, воздух был веселый, кислородсодержащий, без нынешней мглы, как вполне серьезно называли недавний смог над Москвой профессиональные толкователи погодных явлений.

С кем сравнить Юрия Петровича Любимова? Не с кем. С Ефремовым - можно, а из ныне живущих равных ему нет. Они, вероятно, последние, в ком профессия режиссера счастливо соединилась с даром организатора театрального дела. Мастера формы, они одновременно и мастера смысла┘

Всего пять лет... А нынешний его юбилей уже празднуют порознь, не сумев сговориться, не найдя точек соприкосновения.

Память о создателе "Современника" и правителе МХАТа - сначала имени Максима Горького, неразделенного, а потом - МХАТа имени Чехова, "мужского", уже приватизируется, разобщается. И два театра празднуют юбилей Ефремова порознь. Вчера - "Современник", завтра - МХАТ имени Чехова. В "Современнике" устроили "День Олега Ефремова", начав его в полдень, с фотовыставкой и выступлением всей труппы. Во МХАТе имени Чехова даже выставка - своя собственная┘

Живой Ефремов умел делить, но умел и соединять, соединять порой несоединимое (и именно это имеют в виду, говоря о его таланте строителя театра); в день своего семидесятилетия он внимательно слушал Анатолия Смелянского, который представлял вышедший к юбилею том, и был растроган подарком от "Современника", приславшего афишу с поздравлениями и автографами всех артистов. А память о нем пока только делит.

* * *

Сегодня восемьдесят пять празднует на Таганке Любимов. Один живой Любимов на двух Ефремовых. Совершеннейшая мистика, полный бред. Живой - один, один на всех (даже при своем расколотом театре). А мертвых вот растаскивают по квартирам. Видит Бог, в "Современнике" этого не хотели. И "Современник" уступил. Хотя, как когда-то давно пошутил Рогволд Суховерко, провожая Ефремова в дальний путь - во МХАТ - пошутил или всерьез предостерегал, теперь уж не разобрать: "Потом когда-нибудь, когда вы умрете, в энциклопедии будет написано: "Олег Николаевич Ефремов - создатель театра "Современник", поставил такие-то спектакли, сыграл такие-то роли", а потом: "...в последние годы руководил Московским художественным театром".

* * *

Справедливости ради: юбилей Любимова празднуют тоже дважды, сегодня и завтра, но это - не от разобщенности, а от широты русского человека, Юрия Любимова, которого жаждут поздравить и там и тут. И он многому противится и снова не хочет устраивать шоу из своего юбилея. Все происходящее - как бы помимо него; ему по нутру - выпустить очередную премьеру к сроку: пять лет назад - "Скотопригоньевск", сейчас - "Фауст".

Борец и реформатор (вот уж точно: и про одного, и про другого верно!), Любимов теперь задает вопросы Мефистофелю и Самому с той же прямотой и простотой, с какой разговаривал с Андроповым и окружением Брежнева (хотя, конечно, в его обращении к Фаусту можно обнаружить немало автобиографических поводов).

Пять лет назад в Петербурге Гранин сказал о Ефремове, почему-то уже в прошедшем времени: "Он жил вслух, он не жил шепотом, он не жил молча".

* * *

Надо сказать Любимову все хорошее, что мы о нем думаем и┘ И не позабыть, что мы думаем и - в дальнейшем - думали о нем 30 сентября 2002 года. Сказать сегодня Любимову, как его ценят и любят, сказать, не думая о том, что сам он к открытым чувствам относится без особой почтительности, стараясь иронией снять любой пафос, как это было при всяком выступлении пять лет назад.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1646
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1842
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1956
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4331

Другие новости