Московская филармония открывает сезон 1 октября. Это старейшее концертное объединение страны, в новом году филармония готовит звездные, "прогрессивные" проекты. Первые среди таких - ближайшие концерты 1 октября к 85-летию Юрия Любимова и 12 октября к 10-летию камерного ансамбля "Солисты Москвы" Юрия Башмета. Оба пройдут в Большом зале консерватории. 6 октября в зале Чайковского состоится концерт замечательного трио Жака Лусье Play Bach.
На пресс-конференции, посвященной открытию нового сезона, журналистам показали дайджест фильма, который телеканал "Культура" снял о филармонии. Гарри Гродберг, знаменитый органист, очень лестно отозвался о филармоническом органе, назвав его "лучшим в России". Виктор Пикайзен, у которого в этом сезоне случится 70-летний юбилей, рассказал о том, что одновременно с юбилеем скрипач в этом году отмечает и шестидесятилетие с момента первого выхода на сцену. Кроме Виктора Пикайзена в этом сезоне юбилейные концерты пройдут у Элисо Вирсаладзе, Наталии Гутман, Наума Штаркмана, Любови Тимофеевой, Николая Петрова и Алексея Наседкина.
Одним из самых ярких выступлений стала пламенная речь Рафаэля Клейнера - народного артиста России, мастера художественного слова. Прокричав с горящими глазами целый монолог о том, что "слово имеет звук, вкус, смысл" и "филармония - единственное объединение, в котором есть клуб чтецов", он уступил место Валентину Берлинскому. Валентин Александрович рассказал о том, что созданный квартетом Бородина фонд учредил для молодых музыкантов сто стипендий по двести долларов каждая. А также - о том, что украденный некоторое время назад альт итальянского мастера Бергонци нашли, но пока в квартет не вернули. Инструмент будет находиться в госколлекции до конца следствия.
О том, что в госколлекции происходят не совсем понятные вещи, многие музыканты говорят уже давно. Возникают сложности с выдачей инструментов. Говорят также, что, несмотря на присутствие в госколлекции замечательных мастеров, инструменты там хранятся далеко не в том состоянии, в котором им надлежит быть. Вот как эту ситуацию прокомментировал корреспонденту НГ Валентин Берлинский:
- Мало того, что мы платим аренду. Это-то как раз правильно. Точнее, платит за нас филармония, за что ей огромное спасибо. Мы вынуждены платить страховку. И вот тут-то есть какое-то уродство: инструменты принадлежат государству, а страховку платим мы. Кроме того, раньше с нами заключали договор аренды на один год, а теперь почему-то на три месяца. И каждые три месяца нам просто треплют нервы. Мы должны заполнять тысячи бумаг.
- Как вы считаете, обеспечивается ли при этом инструментам, находящимся в коллекции, должный уход? В каком состоянии эти уникальные инструменты?
- Сейчас все инструменты перевезены из здания госколлекции в банк. Там вроде бы обеспечивается нужная температура и все условия поддерживаются. Но на инструменте нужно играть. Если на нем не играть - он умирает.
- Может, в существовании государственной коллекции вообще нет смысла?
- Он есть. Но, наверное, должен "сесть" туда такой человек┘ объективный, справедливый, неподкупный и очень авторитетный человек, который бы и решал, кому выдавать инструменты. Не министерство должно это решать. Вот я сейчас, например, слышал о том, что два инструмента Страдивари собираются из госколлекции по "распоряжению свыше" - не знаю, чье это распоряжение - передать во владение господину Брону. Для его учеников. Ну как это? Во-первых, его ученики и так играют на сумасшедших инструментах. И потом господин Брон мог бы платить пошлину или страховку┘
- Если бы вам предложили возглавить госколлекцию, вы бы согласились?
- Нет.