Еще Ильф и Петров подметили, что параллельно большому миру живет маленький мир. В большом мире написаны "Мертвые души", построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире сотворена песенка "Кирпичики" и сшиты брюки фасона "полпред".
Российская ситуация вокруг искусства движения в точности повторяет ильфопетровский расклад. Классический балет - царь и бог российских подмостков. Он провозглашает любовь к великим традициям и в столице сосредоточен в Большом театре с прилегающими окрестностями. И есть "искусство малое" - группки энтузиастов современного танца. Смотреть их приходят большей частью коллеги по цеху, творцы аналогичных проектов в других видах искусств и любящие родственники. Зазор между двумя этажами существует везде в мире, но нигде он не достигает такой глубины, как в России.
Нынешние творцы интерактивных перформансов и контактной импровизации, как всегда было в искусстве авангарда, скорее гордятся своей маргинальностью. Но гордятся в меру, и с каждым годом - все меньше. И все больше прилагают усилий, чтобы выбраться из полуподполья и заявить о себе во весь голос.
Фестиваль "Перфест" начался в Центре имени Мейерхольда. Отыграть в престижном здании - не то же самое, что сотворить пластическое действо в каком-нибудь подвальчике "для своих". Принцип же фестиваля прост. Собрались энтузиасты. Решили попрактиковаться в любимом деле. В первый вечер для раскачки показали танцевальные миниатюры малой степени радикальности, кое-где сдобренные словом. Татьяна Гордеева из "Кинетического театра" пришла с опусом настолько признанным, что он еще в прошлом сезоне номинировался на "Золотую маску". Называется "Ястобой" - именно так, в одно слово. Рядом с Гордеевой (бывшей классической танцовщицей) не менее активно действуют слова и неодушевленные предметы. Слова - дивные абсурдизмы из Даниила Хармса: "бегать - глагол из-под ног" или "только у сына могут быть усы". Предметы - из наваленного на пол реквизита: громадная надувная фигура (качается туда-сюда), банка с золотой рыбкой (носится туда-сюда), булка, подвешенная к подкладке пиджака (ее скармливают рыбке). Есть еще сосиски, они падают с неба. "Ястобой" - беспримесный манифест такого типа искусства, чья единственная задача - выбить зрителя из привычных схем логики восприятия. А хотите катарсиса, как в старых пьесах, - будет вам катарсис. Для того и залезает Гордеева внутрь надувной фигуры и замирает там, так что и не различишь, где кукла, наполненная пустотой, а где человек, живой и теплый.
Два других проекта еще менее радикальны. "Четыре стены" - соло Елены Головашевой, построенное по принципу романа Хемингуэя. Там - старик и море, здесь - девушка и стол. И кто кого сборет. Провинциальный же гость, театр из Казани "Дорога из города", поотпускал было на волю импульсы в проекте "Отпускаю", но потом решительно покончил с новациями и показал фрагмент балета по мотивам татарских легенд. Кто был в Казани, видел башню Суюмбике - тамошней древней царевны. Вот про нее балет и поставили. "Сон Суюмбике" называется. И если мне докажут, что он отличается от старых добрых сцен видений в классических балетах (не буквальностью па, они, конечно, другие, а принципом создания), - я съем свою шляпу.