Судя по всему, несмотря ни на что, в ближайшую пятницу случится вручение "Золотого орла" - премии Национальной академии кинематографических искусств и кинематографических наук. Так официально называется то, что было создано Никитой Михалковым несколько месяцев назад, как предполагалось, на костях и на руинах "Ники". Но "Ника" тоже, несмотря ни на что, состоялась. И теперь национальных кинопремий в стране две, академий тоже две, первая упрекает вторую в нелигитимности, вторая первую - в коварстве и волюнтаризме.
Сначала вручение "Орла" планировалось на конец мая, но не успели. Шутка ли - за пару месяцев создать такую махину, как академия! Впрочем, и сейчас видно, что нормально функционировать академия пока не может, путаницы в ней и вокруг нее - самому Дэвиду Копперфилду за месяц не распутать, но премию все же вручать решили. Сегодня рано, послезавтра будет поздно. Затягивать нельзя - мало ли что может случиться. Ну, например, проиграет Михалков столетнюю войну за Киноцентр. Хотя это вряд ли - "дело о Киноцентре", судя по всему, зашло в полный тупик и больше напоминает историю Великого Говяжьего Контракта, описанную в знаменитом рассказе Марка Твена. Или, к примеру, недруги Михалкова возьмут да объединятся, создадут Юлий Гусман, Виктор Мережко и Рустам Ибрагимбеков какой-нибудь Евроазиатский киносоюз - все это могло бы затруднить создание и крепчание новой мощной бюрократической киноструктуры. Недругов у Никиты Михалкова достаточно, правда, несмотря на множество яростных протестов "с мест", примерно полтыщи кинематографистов без видимых глазу угрызений совести состоят сразу в двух академиях, голосуют по весне за лауреатов "Ники", по осени - за лауреатов "Золотого орла". Пока открытое "фе" высказал Алексей Герман, заявив о выходе из состава Союза кинематографистов РФ, да мятежный антимихалковский Московский СК на что-то еще надеется. Похоже, напрасно. Скорее всего очень скоро Союз кинематографистов вообще почиет в бозе за полной ненадобностью. Создав киноакадемию, Михалков сколотил вокруг себя киноэлиту, сильно подвинув в сторону рядовых членов союза, оставшихся, в общем-то, не у дел. Похоже, теперь даже робко мечтать о том, чтобы сделать из Союза кинематографистов что-то вроде профсоюза, не стоит. Союз Михалкову больше не нужен. То есть он, конечно, останется его председателем, два раза в год на пленумах - для узкого круга лиц, и раз в несколько лет - на съездах для широкой общественности, радеющий о благосостоянии рядовых трудяг-киношников, периодически вытаскивающий сабли из ножен в очередной битве за Киноцентр. Но теперь у Никиты Сергеевича есть крупная разветвленная (а главное - собственная!) академия, президентом которой у него хватило ума не стать, посадив на это почетное место достойного свадебного генерала - всеми уважаемого без пяти минут патриарха отечественного кино режиссера Владимира Наумова.
На торжественное оглашение списка номинантов "Золотого орла" Владимир Наумов, правда, не пришел - был болен. Пришли вице-президенты: Игорь Масленников, он же первый секретарь Союза кинематографистов РФ, кинодраматург Эдуард Володарский, кинорежиссер Геннадий Полока, кинорежиссер Владимир Грамматиков, а также дамы - Тамара Семина и Валентина Теличкина. Церемонию оглашения шорт-листа вел Андрей Герасимов, представившийся как "главный ученый секретарь национальной академии кинематографических┘" etc., etc. Вон оно как! Не иначе как постепенно академия начнет прирастать отделами, секторами, неглавными учеными секретарями, вторыми, третьими, просто секретарями, референтами, ведущими специалистами, оперативными группами по выведению отечественного кино из кризиса, шоферами, гаражами, вахтерами┘ Что поделаешь, искусство требует жертв, и, как показывает практика, немалых, а порой даже государственных. Одна только премия в чистом виде будет стоить не одну сотню тысяч долларов (в отличие от "Ники"-бессребреницы, лауреаты которой как-то получили по пятой модели "Жигулей" - и вся тебе премия).
Зачитать список номинантов было поручено Валентине Теличкиной. Отчаянно путаясь в именах, фамилиях и названиях, актриса с горем пополам осилила внушительный список счастливчиков - первых номинантов первой второй национальной кинопремии. Надо сказать, особых неожиданностей он с собой не принес. Не было никаких сомнений, что в качестве претендентов на лучший игровой фильм туда попадет и "Война" Алексея Балабанова, и "Звезда" Николая Лебедева, и "Кукушка" Александра Рогожкина. Первый несет в себе пусть сомнительную, пусть красновато-коричневатую, но национальную идею. Второй представляет собой образец высокопатриотического советского кино, одновременно бросая вызов заокеанским воображалам типа Спилберга с его "Рядовым Райаном". Третий просто приятен во всех отношениях, профессионален и остроумен. Несколько неожиданным стало появление в списке потенциальных лучших фильмов года картины Игоря Масленникова "Письма к Эльзе" - изысканной, трогательной, но не отпиаренной, поэтому "не прозвучавшей". А вот "Дом дураков" Андрея Кончаловского стал действительно неожиданностью. Во-первых, его практически никто не видел, кроме побывавших на Венецианском кинофестивале, хотя говорят, что какую-то кассету показывали в Доме кино. Во-вторых, те, кто его видел, несмотря на Гран-при престижного фестиваля, остались до такой степени разочарованными уровнем картины, что на пресс-конференции некоторые журналисты даже попытались поставить под сомнение честность аудиторской фирмы, производившей подсчет голосов, попросив предоставить количество поданных за этот фильм голосов. Скандал, впрочем, удалось быстро замять, напомнив особо недоверчивым журналистам о презумпции невиновности.
Неожиданно снял свой фильм "Русский ковчег" с голосования Александр Сокуров. Объяснил это тем, что готовит сейчас русскую версию картины, а когда она будет закончена, тогда голосуйте. Если бы Сокуров не стал режиссером, ему прямой смысл имело бы идти в пиар. Выход каждой его картины на широкую публику непременно сопровождается неким демаршем. То за час до премьеры возьмет да отменит ее, то от премии откажется. Каждый такой демарш у малопосвященных добавляет Сокурову репутацию непредсказуемой творческой личности, у более посвященных вызывает легкую зависть по части умения минимальными усилиями создать рекламу себе и собственной продукции, а заодно и ту самую репутацию художника не от мира сего. Ставлю десять против одного, что мы имеем дело с парадоксальной ситуацией: обладатель "Золотого орла" следующего года известен раньше, чем его коллега-2002. Трудно представить себе, что при таком раскладе Сокуров на будущий год останется без одной из национальных кинопремий. Слеза умиления прошибет на будущий год каждого второго академика, как вспомнит он, с каким трогательным уважением отнесся Сокуров к новорожденному "Орлу", не пожелав выдвигать не совсем законченное творение. Ну как после этого отпустить художника без "Орла"? Как выжать слезу умиления, Александр Николаевич Сокуров знает лучше многих. На самом деле он скорее всего понимает, что при всем обаянии имени Сокурова у него слишком сильные конкуренты в виде Балабанова и Кончаловского. А учитывая к тому же, во-первых, то, что он и так отхватил все возможные российские кинопремии за "Тельца" (что, конечно же, не может не вызвать здорового раздражения у коллег), и, во-вторых, тот факт, что "Русский ковчег" практически никто не видел, Сокуров решил в этом году не испытывать судьбу. В следующем сами дадут.
Интересно, можно считать скандалом событие, которое никто не заметил? Если можно, то, думается, "Золотого орла" и академию в целом постиг скандал. В кулуарах Андрей Герасимов, главный ученый секретарь академии, признался обозревателю "НГ", почему "Копейка" Ивана Дыховичного была выброшена из списка картин, поставленных на голосование. Оказывается, фильм этот был снят с голосования президиумом академии по моральным соображениям. (В президиум, напомним, входят Карен Шахназаров, Эдуард Володарский, Глеб Панфилов.) Это при том, что президиум имеет право лишь расширять список потенциальных призеров, но никак не вычеркивать оттуда кандидатов. "Тут случай исключительный - слишком много мата", - объяснил ученый секретарь. То есть что получается? Сначала есть некий экспертный совет, который "прочесывает" заявки на премию и отбирает те, которые будут участвовать в голосовании. Сама по себе система для национальной премии просто-таки порочна: почему, спрашивается, некий конклавчик имеет право указывать академикам, за кого можно голосовать? Для "чистоты эксперимента", конечно же, сами академики должны составлять первый список, так называемый лонг-лист. Именно академики, только они должны рассмотреть все представленные к премии картины. Понятно, что работенка эта - врагу не пожелаешь, но что делать, коль взялся за гуж┘ Но это, оказывается, еще не все. Оказывается, что в каких-то, никем не оговоренных исключительных случаях президиум академии берет на себя, по сути, функции цензора, даже не считая нужным объяснить общественности, почему он принимает то или иное решение. Да, в "Копейке" действительно слишком много мата. На наш взгляд, фильм Балабанова "Война" стократ опаснее невинной "Копейки", потому что возводит на пьедестал с надписью "герой нашего времени" зомбированного войной и ненавистью морального урода, уверенного, что правда - это сила, что можно убивать, если тебе кажется, что нужно. У Балабанова и его поклонников это называется национальной идеей, потому что герой - русский парень, а его враги - мерзкие чечены. Впрочем, академики приветствуют такую национальную идею - что ж, это беда академиков. А если бы не приветствовали, можно было бы тоже выкинуть по моральным соображениям. Любые моральные соображения в подобной ситуации становятся идеологическими. И это огромный просчет вновь созданной академии - создан прецедент цензурного волюнтаризма. Завтра не понравится идейная подоплека, послезавтра - евреи, послепослезавтра - велосипедисты┘