С самого начала, когда еще только стало известно: "К нам едет Teatro dell"opera", - в душу закрались сомнения. Раскрученный, правда в далеком прошлом, брэнд организаторы попытались вознести в сознании потребителя до высот миланского театра. В рекламах и пресс-релизах напрямую говорилось: "Главный оперный театр Италии, конкурент Ла Скала". Трудно себе представить, чтобы самому Ла Скала пришло в голову писать на своих афишах "Конкурент Римской оперы". Однако любимое развлечение московской публики - себя показать и на других посмотреть - сделало свое дело. Уже метров за сто до Кутафьей башни разодетая почти анекдотически публика выстраивалась в такую же анекдотическую очередь и медленно ползла в сторону Кремля. Из-за того что через турникеты публику пропускали порционно, внутри башни образовалась давка. Начало спектакля задержали на полчаса, что не помогло: первые минут пятнадцать действия по залу в темноте в поисках своих мест пробирались опоздавшие. Собственно, уже с первых минут стало понятно - не стоило проделывать и половины тех усилий, которые были потрачены на попадание внутрь. На сцене полукругом располагался оркестр. В середине, на бордовом, украшенном красными розами круглом пятачке стояли мольберт и два кресла. На задник сцены проецировались фотографии с римскими видами. Фотографии эти, надо признать, в ответственные моменты действия драматически гасли. Видимо, от этого должно было сложиться впечатление, что герои, находящиеся на пятачке, одни в целом мире. Но не сложилось. Слишком мешали глазу оркестр, по-советски шикарно оформленный потолок Дворца съездов и два чьих-то телохранителя, стоявших справа и слева на сцене. А если учесть еще и отвратительную организационную часть (пресс-конференцию, о которой журналисты узнавали чуть ли не случайно, нескончаемое хамство сотрудников PR-агентства "Интермедия", очередь перед башней, отсутствие программок, заменяющие их буклеты по 280 (!) рублей), то можно с чистой совестью признать - корреспонденту "НГ" получить удовольствие от премьеры было трудно.
Однако справедливости ради стоит заметить - пели и играли совсем неплохо. Сладкоголосый тенор Фабио Армилиато (Каварадосси) со своей женой Даниэлой Десси (Тоска) привнесли во всю эту нелепую, неуклюжую затею приятный вкус благородного, грамотного и профессионального вокала. Правда, единственная настоящая звезда спектакля, бас Руджеро Раймонди был "в связи с болезнью" заменен на Альберто Мастромарино, но в целом труппа свое дело сделала вполне достойно. Другой вопрос, что с гораздо большим удовольствием можно было купить в любом музыкальном магазине компакт-диск или видеокассету с записью "Тоски" и послушать эту замечательную музыку, устроившись дома на диване. Да и звук был бы в этом случае получше кремлевского. Неудачная подзвучка, из-за которой было слышно одновременно два варианта голоса - "чистый" и "из колонок", - разбила в пух и прах все надежды на обещанную "просчитанную акустику каждого кресла". Организаторами запланировано четыре спектакля. Каким образом они собираются затащить публику на все - загадка.