История нового детективного триллера "Бессонница" берет начало в недалеком прошлом, а именно, в 1997 году. Тогда модный норвежский литератор Николай Фробениус придумал интересный сюжет, из которого режиссер Эрик с непроизносимой фамилией Скьолдберг сделал фильм "Бессонница". В 2002-м ремейк занятной ленты осуществил Кристофер Нолан, прославившийся бессмысленно путаным фильмом "Помни".
Если оригинальная "Бессонница" вам не знакома, примите соболезнования - очень уж любопытен норвежский фильм, от неудобного сравнения с которым американской "Бессоннице" не уйти. В первоисточнике морально нечистоплотный детектив из Осло отправлялся на северные окраины страны - расследовать убийство школьницы. Страдал от вызванной бесконечным полярным днем бессонницы, случайно (случайно ли?) застреливал напарника, но избегал служебного расследования, переложив вину на до поры не пойманного губителя девочки. Вступал с преступником, местным коллегой Александры Марининой, в сговор. В конце концов расправлялся и с ним, превращаясь в незабываемом финальном стоп-кадре просто-таки в настоящего черта.
Дабы не менять название и источник давления на психику, Кристофер Нолан перенес действие на Аляску, где, как и в Норвегии, вечно светит солнце неспящих. Прибавил сыщику годков (на смену Стеллану Скарсгору пришел Аль Пачино) и - вот это уже серьезно - убавил порочности. Скандинавский коп сам малость смахивал на маньяка: собственноручно трепанировал череп мертвой девушки, плотоядно обнюхивая ее волосы, убивал живую собаку (чтобы добыть гильзу, Пачино стреляет в животное, умершее своей смертью) и лично подкидывал улики невиновному подростку (Пачино до последнего момента противится задуманной циничным негодяем проказе). Кроме того, Нолан напрочь избавился от эффектной - ледяной, стерильно белой, слепящей немеркнущим солнцем - атмосферы первоисточника. И смастерил очередной деревенский детектив, тоскливый, как взгляд излеченного алкоголика Пачино, и напоминающий своей блеклой стилистикой недавнее "Обещание" Шона Пенна.
Очередное произведение Нолана мало похоже на головоломку, оно простое, как жители захолустной Аляски, и прямолинейное, как полицейские, которых десятки раз играл Аль Пачино. Владеющего значком детектива героя "Бессонницы" зовут Уиллом Дормером, но мало что, кроме имени, отличает его от большинства прежних копов Пачино - из "Серпико" ли, "Круизинга" или "Моря любви". Только теперь к таким профессиональным качествам, как жесткость и этическая амбивалентность, добавилась изрядная доля усталости. Большой актер, кстати, вынужден изображать страдания маленькой девочки из злой новеллы Чехова "Спать хочется", той, где несчастная горничная, истерзанная плачем грудного младенца, решила свою проблему радикально - придушив источник бессонницы. Погасить солнце Дормер, естественно, не в силах, но справиться с интеллектуально подкованным антагонистом ему по плечу. Исполнитель второй главной роли Робин Уильямс преподносит сюрприз. Премьер семейного кино, любимец детей и задумчивых звезд, отчаянно меняет амплуа. Здесь он играет автора криминальных романов, который совершает убийство старшеклассницы, устав, очевидно, выдумывать книжки из головы. Кстати, не спешите сердиться на злокозненного рецензента, выдавшего тайну следствия. То, что убийца - парикмахер, точнее, провинциальный писатель Уолтер Финч, не секрет. Злодей открывает свой лик уже к середине неторопливой двухчасовой картины. Потому что к психологическим дуэлям режиссер Нолан питает явно больший интерес, нежели к собственно детективной интриге. А выражением тем самых дуэлей, по Нолану, служат долгие-долгие разговоры, столь же утомительные, как инициированная особенностями Аляски и нечистой совестью бессонница.