0
1063
Газета Культура Интернет-версия

20.09.2002 00:00:00

Ложка дегтя в бочке меда

Тэги: станиславский, премия, фонд, награда


Международный фонд Станиславского знаменит прежде всего тем, что с большей или меньшей регулярностью присуждает и вручает премии Станиславского. Кроме того, в минувшем сезоне фонд возобновил традицию вручения ежемесячных призов "Московская премьера" - за лучшую роль, сыгранную на столичной сцене. Время от времени что-то происходит в подмосковном имении Станиславского, Любимовке, ремонтом и реставрацией которого занимается тот же фонд. Первый опыт театрального продюсирования - приглашение Эймунтаса Някрошюса поставить в Москве "Вишневый сад" (премьера назначена на июнь 2003 года).

Однако ежегодная премия - главное и самое шумное дело фонда. Во-первых, имена лауреатов почти всегда вызывают всеобщее одобрение (то есть процент компромиссных решений всегда невысок). Во-вторых, церемонии в отеле "Балчуг", отличаются той самой чинной торжественностью, которой почти или начисто лишены все прочие театральные премии. Из года в год пишет тексты Иван Охлобыстин - тексты, которые своей избыточной претенциозностью отсылают к тем самым временам, когда расцветало пышным цветом искусство Художественного театра. Режиссирует Валентин Гнеушев, и неизменно в драматическую, оперно-дивертисментную ткань он внедряет какую-нибудь гуттаперчевую девочку, поднимающуюся вверх, к стеклянному потолку зала "Атриум", где во все, даже самые трудные времена проходила торжественная церемония.

Короче говоря, в этом году церемония состоится на том же месте 28 сентября, в следующую субботу. А на этой неделе прошло последнее заседание жюри, после чего имена лауреатов были названы во всеуслышание. 11 имен на 10 премий, каждая "сопровождается" золотым значком и 3000 долларов в придачу.

Премию в номинации "Театральное дело" поделили в этом году между Сергеем Шубом и Алексеем Казанцевым. Шуб на протяжении десяти лет проводит в Петербурге фестиваль "Балтийский дом". Одноименный театр, правда, так и не стал создавать конкурентную продукцию, но фестиваль получил европейскую известность. Для нас немаловажно хотя бы то, что, кажется, все последние премьеры Някрошюса впервые приезжали в Россию именно на "Балтийский дом". Шуб открыл нам Марталера с его спектаклем "Убей европейца!", да и не его одного. Алексей Казанцев отмечен премией как создатель и руководитель Центра драматургии и режиссуры под руководством своим собственным и Михаила Рощина (но Рощин несколько лет назад уже получал премию Станиславского, а по уставу у этой премии не бывает дважды лауреатов). Премия вполне справедливая, так как центр стал весьма важной экспериментальной театральной площадкой. Достаточно назвать два спектакля - "Пластилин" Серебренникова и "Облом off" Михаила Угарова.

За лучшую режиссерскую работу наградят Каму Гинкаса - за спектакль "Дама с собачкой". За "Даму с собачкой" отмечена и работа художника Сергея Бархина. При желании, наверное, можно найти в Москве другие достойные премьеры, но чистота выбора сомнений не вызывает: "Дама с собачкой", если судить спектакль, например, с точки зрения режиссуры, вывела в первый ряд и заставила всерьез говорить об Игоре Гордине и Юлии Свежаковой, сыгравших главные роли.

К слову, за лучшую мужскую роль отмечен Александр Калягин. Роль папаши Убю - событие прошлого сезона. Во-первых, налицо миссионерская деятельность худрука театра "Et Cetera": впервые в Москве поставили классическую комедию Альфреда Жарри. Во-вторых, Калягин снова подтвердил неисчерпаемость своей актерской натуры, которую ничто не берет - ни общественная активность, ни общественная пассивность (в зависимости от оценки его деятельности - ненужное зачеркнуть).

В номинации "Лучшая женская роль" победительницей вышла ленинградка Татьяна Щуко, сыгравшая Лику в спектакле Малого драматического театра "Московский хор". У нее соперниц точно не было. Признаться, мы уже отвыкли от такого совершенного театра и такой совершенной игры. Забыли, что так можно играть - в сочетании какой-то поразительной естественности и не менее поразительного искусства. Игры, выразительной и в молчании и в исступлении.

За высокое служение театру отмечена Галина Волчек, недавно справившая 45-летие "Современника", и по сию пору остающегося одним из любимых московских театров (а год назад Марина Неелова получила премию Станиславского за роль Раневской в спектакле Волчек "Вишневый сад").

Премию за театроведение дали ректору Школы-студии МХАТ Анатолию Смелянскому. Этот выбор жюри мне и представляется той самой ложкой дегтя. Поясню почему. Сочетание Волчек и Смелянского - нонсенс не только для тех, кто искушен в сложностях театральных взаимоотношений. Но "отношения" не всегда рождаются на пустом месте. Анатолий Смелянский не раз писал (и в недавней мхатовской программке к "Чайке" эта его мысль прозвучала снова), что "Современник" умер в 70-м, когда Ефремов ушел из театра, напоследок поставив чеховскую "Чайку". Если так, за что тогда награждать Волчек? А если "Современник" не умер - какой из Смелянского театровед и историк театра? Тут, как говорится, или - или. Я уж не говорю о недавней книге "Уходящая натура", в которой театровед, не стесняясь, сводит счеты с умершими великими актерами Художественного театра - с теми именно, которые не слишком жаловали пережившего их ученого.

Дальнейшие номинации все выглядят вполне достойно: за воспитание поколения актеров награждена Валентина Ермакова, народная артистка и педагог Саратовской консерватории. За выдающийся вклад в развитие оперного искусства - Борис Покровский. За вклад в развитие мирового театрального искусства - Роберт Стуруа. По традиции премии вручает кто-нибудь из членов жюри. Можно предположить, что Стуруа выйдет награждать член жюри Константин Райкин: ведь именно благодаря всемирно признанному Роберту Стуруа Райкин сыграл сначала Гамлета, а в прошлом сезоне - страшного тирана и жалкого старика Тодеро. Это, наверное, и называется гениальной ролью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1644
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1839
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1956
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4331

Другие новости