"Самая необычная история о любви, самая необычная история о войне", гласит рекламный слоган фильма. При всех несомненных достоинствах "Кукушки" реклама, как обычно, преувеличивает.
Брать пример в уничтожении топора войны предлагается с двух военнослужащих вражеских армий и одной мирной хуторянки. Осенью 1944-го встречаются в богом забытой северной глуши русский (Виктор Бычков) и финн (Вилле Хаапсало), чудом избежавшие смерти от рук своих же сограждан, неумолимых смершевцев и их соответственно финляндских коллег. Местом встречи становится жилище молодой и вдовой крестьянки-саамки (Анни-Кристина Юссо), где, вот неожиданность, синие глаза преодолевают языковой барьер, перейдя на универсальный способ общения - язык соскучившихся по ласкам тел. Само собой, мир и дружба устанавливаются не в один момент. Дольше всех противится взаимопониманию ершистый и агрессивный русич Иван, который даже имя свое от добродушного неприятеля Вилле утаивает, вследствие чего поневоле отзывается на прозвище Пшолты. Выстрел неугомонного Ивана откладывает и долгожданный хеппи-энд. Вероятно, сказ про стрельцов не имел бы столь благополучного разрешения, если бы не мистические способности самки Анни, возвращающей раненого финна с дороги в царство мертвых. Да и Иван, которому по рождению суждено быть нерасторопным, в конце концов перестает тормозить, научается говорить сердцем, открывает для себя планету неведомых сил добра и заключает противника в объятия. Тем более Финляндия официально объявляет, что для нее война окончена.
Устами героев хмельных "Особенностей" Рогожкин провозгласил отменно мудрый девиз "Да здравствует разум - да сгинет маразм!". "Кукушка" этому воззванию следует, только в отличие от предыдущих лент, похожих на пельмени, "пищу хоть и непритязательную, но полезную", претендует на нечто большее, чем просто здоровое развлечение. Оставаясь грамотной, добротно придуманной и исполненной комедией, фильм метит в иные, горние сферы. Отсюда и хронометраж в 105 минут для несложной, в общем-то, байки чересчур великий. Срединная часть "Кукушки" чудо как хороша и практически безупречна. Здесь находка первых "Особенностей", в которых Бычков и Хаапсало изображали лесника Кузьмича и его иностранного гостя, болтали каждый по-своему и при этом прекрасно понимали друг друга, возведена в куб. Иван, Вилле и Анни неумолчно лопочут на трех наречиях, что отнюдь не приводит к вавилонскому столпотворению. Напротив, исключительно к духовному и физическому оздоровлению организма даже тогда, когда вопреки благоразумным наставлениям финского собрата герой Бычкова увлекается чисто питерской забавой - поеданием галлюциногенных грибов.
Критика чтит Александра Рогожкина за "Караул", "Чекиста" и "Жизнь с идиотом". А народ цитирует афоризмы генерала Иволгина и компании чаще, чем гайдаевские комедии, и ценит петербургского режиссера за трилогию об "особенностях" - национальных рыбалки и охоты в осенний и зимний периоды (вкупе с капустником "Операция "С Новым годом!"). Целью очередной картины стало примирение первых со вторыми. А как же иначе, ведь главный посыл фильма - "Прощай, оружие!". Компанию "СТВ" можно поздравить с очередным прицельным попаданием - в активе "Кукушки" 4 премии Московского кинофестиваля - "Серебряные Георгии" за режиссуру и мужскую роль (Вилле Хаапасало) плюс награды внявших искусству и на время побратавшихся критиков и зрителей. Призы сами по себе ни о чем не говорят, результаты того же ММКФ лишний раз подтверждают, что действительно выдающееся, радикальное и бескомпромиссное кино - такое, как "Чеховские мотивы" Киры Муратовой, - остается в тени, уступая первенство верному расчету. Тем не менее, кажется, грядет и номинация на "Оскар-2003" - компания "Sony Pictures Classic" с удовольствием приобрела "Кукушку" для проката в США.