В Старом цирке, или, как называется он теперь, - в Цирке Никулина на Цветном бульваре, в последний раз сыграли программу "На бис!", составленную из лучших номеров последних лет. Отказавшись от ставшей уже привычной формы программы-спектакля, цирк обратился к древней форме представления-дивертисмента, в которое взяли артистов - лауреатов нашей премии "Цирк", учрежденной недавно, и международных конкурсов. "На бис!" - уверяла (и не обманывала) афиша, - это выход на манеж лучших артистов.
Сергей Ледомский, гимнаст на кордепарели, - обладатель золотой медали на Международном фестивале в Париже "Цирк завтрашнего дня", а также обладатель "Серебряного клоуна" на Международном фестивале в Монте-Карло. Экстремальный артист, который, кажется, летает над манежем, время от времени забывая о земном притяжении.
"А собачки у вас будут? А медведи? А клоуны?" - на все эти вопросы программа "На бис!" отвечала утвердительно: раз дети любят собачек, значит, будут собачки. Номер назывался "Веселые соседи", и маленькие пудели прыгали, как им и положено, прятались в специально для них выстроенном домике (бронзовая медаль Международного фестиваля в Китае, дрессированные собачки Ассият Шюнхайт). Мишки? Пожалуйста, - "Медвежьи гонки", дрессированные медведи Ольги и Виктора Кудрявцевых, лауреатов Национальной премии "Циркъ". В известном аттракционе появилось кое-что новенькое: медведи ездили не только на велосипедах и мотоциклах, но и на настоящем автомобиле, изготовленном АвтоВАЗом специально для номера.
Желание уйти от привычного, избежать банальностей приводит к тому, например, что Сергей Гульченко, отказываясь от обыкновенных мячиков или булав, жонглирует колпачками, напоминающими шляпу Звездочета. Почему колпачками - непонятно, но жонглирует здорово, и первоначальное недоумение как-то рассасывается и забывается.
А знаменитые своими русскими программами акробаты на подкидных досках под руководством Андрея Ковгара в программе "На бис!" выступили с номером "Шалом" (посвящение Шагалу). Вероятно, самые заслуженные среди прочих участников этой звездной цирковой программы - обладатели "Золотого клоуна" на Международном фестивале в Монте-Карло, "Золотого льва" Международного фестиваля в Китае, золотой медали и специального приза президента республики на цирковом фестивале в Париже, а также лауреаты Национальной премии "Циркъ" - все свои сногсшибательные трюки "положили" на еврейские мелодии, а сами надели костюмы, расписанные в шагаловском стиле. И вдруг открылось, что все эти головокружительные полеты и прыжки, которыми знамениты акробаты Ковгара, и впрямь кажутся то ли сошедшими с картин Шагала, то ли позаимствованы у него, который в своей живописи пренебрегал законами земного притяжения. И все его люди, ослы, петухи и коровы летали над одноэтажным Витебском, или безымянным местечком, или над Парижем, и сами города, дома и башни сходили со своих мест и пускались в головокружительный танец.
Программа "На бис!" могла гордиться высокой плотностью хороших и даже отличных номеров. Но, боясь превратить эти заметки в опись "прошедшего", назовем еще один номер и поделимся мыслями о недостатках. Одним из лучших в программе был номер "Вальс при свечах" воздушных гимнасток на рамке - Татьяны Рождественской и Екатерины Дворниковой. Бронзовые призеры парижского фестиваля "Цирк завтрашнего дня", дипломанты Национальной премии "Циркъ" и обладатели специального приза мэра Стокгольма на Международном фестивале "Принцесса цирка" в Швеции, они напомнили в своем номере о тех чувствах, которые в цирке испытывать положено и должно, но уже позабытых: каждый прыжок под куполом отзывался холодом и страхом где-то в груди и в животе. Девушки в старинных бальных платьях летали порой безо всякой страховки, одна ловила другую с невыразимым изяществом, точно все еще они стояли на манеже и не было десятков метров под ногами.
Осталось сказать о тех, которые "весь вечер на манеже". О клоунах знаменитой группы "Микосы", сотрудничеством с которыми рад был похвастать Цирк Никулина. "Микосы" к тому же не выпадали из общей компании лауреатов: они - обладатели серебряной медали на фестивале в Париже и золотой - на Международном фестивале клоунады в Бельгии. Когда-то начинавшие или, если угодно, продолжившие традицию Вячеслава Полунина, клоунаду, достойную строгих подмостков драматического театра, то есть драматической клоунады, свои новые номера они сочиняли, можно вообразить, в расчете на какой-нибудь претенциозный клуб или варьете. В самом цирке такую возможность отрицают. Но, право, номер с раздеванием двух клоунов-"музыкантов", почти "целиковый" мужской стриптиз, на манеже смотрелся несколько неожиданно. Тем более - в окружении собачек и акробатов на русской палке или на катушках, вполне уместных "для семейного просмотра".