В конце прошлой недели министр культуры Михаил Швыдкой поделился с журналистами подробностями своего доклада на заседании правительства о вариантах развития российской киноиндустрии. Ассистировал министру на пресс-конференции Александр Голутва, которому доставались для разъяснения все сугубо киношные вопросы.
А вопросы все, в сущности, сводились к двум главным - возвратится ли из небытия госзаказ на кинопродукцию и будут ли, а точнее - как именно будут приватизированы российские киностудии, и не перестанут ли они от приватизации снимать кино.
Относительно госзаказа Михаил Швыдкой прежде всего жестко указал, что промышленно-советское понятие "госзаказ" в данном случае неприменимо, а заказывать кино правительство будет весьма затейливым образом: объявляя открытый конкурс на лучший сценарий (с просчитанным бюджетом) фильма какой-либо актуальной тематики (например, про врачей и педагогов или про Бабу-ягу и младших школьников). Лучший сценарий, выбранный независимым экспертным советом, получит от Министерства культуры деньги и шанс быть снятым и показанным в российских кинотеатрах.
На закономерный вопрос о том, что делать, если, как часто бывает в кино, в процессе съемок хороший премированный сценарий превратится во что-то совсем на себя непохожее, министр отметил, что процесс кинопроизводства должен постоянно находиться под продюсерским контролем. Но так как Минкульт продюсерской деятельностью заниматься не имеет права, то будет создано Российское национальное агентство по производству фильмов, этакий госпродюсер, контролирующий расходование "народных денег" и получающий исключительные права на готовую картину в размере, пропорциональном доле государственных средств в бюджете фильма.
Помимо полного финансирования "заказанных" картин Минкульт предполагает (на тех же условиях относительно исключительных прав) давать режиссерам денег на завершение застопорившихся кинопроектов или в определенном размере участвовать в расходах на съемку. Причем, по словам министра, предпочтение будет отдаваться малобюджетному кино (планируется выделить 15-процентную квоту для артхаусных проектов).
В отношении малобюджетности сложности возникают прежде всего относительно детского кино. Последние мировые лидеры семейного (а значит и детского) проката - "Гарри Поттер" и "Властелин Колец" - кинопроекты-миллионеры. Чтобы получить от проката фильма прибыль, отметил Михаил Швыдкой, совершенно очевидно необходимо вложить в него большие средства, как материальные, так и интеллектуальные. Детское кино, фантастика, приключения - это прежде всего спецэффекты, которые сами по себе дороги, а в России к тому же практически нет производственной базы для реализации подобных проектов.
Закономерным выходом из создавшегося положения министр видит приватизацию государственных киностудий, из которых рентабелен в настоящее время только "Мосфильм". Причем доля государственного капитала в новоиспеченных АО будет стопроцентной. На вопрос, не перестанут ли от приватизации киностудии снимать кино, было указано, что многие частные фирмы давно и успешно занимаются кинопроизводством, даже не располагая ресурсами государственных киностудий. Как полагает Швыдкой, в случае благополучного разрешения всех проблем с приватизацией и пресечения внутренних склок к концу будущего года у Киностудии имени Горького есть все шансы стать самой технически оснащенной киностудией России.