Проект "Emplacements" в Петербурге проходит уже второй раз. Первый "Emplacements" состоялся в 2000 г. Местом его проведения был остров Новая Голландия. Форма - то, что на профессиональном жаргоне называется "воркшоп": совместная работа и обмен идеями. Пафос - помимо собственно художественной тусовки инициаторы проекта (англичанка Роксана Пермар и живущая в Англии француженка Франсуаза Дюпре) надеются привлечь внимание общественности к незаслуженно забытым памятникам архитектуры, а также провести определенные параллели между "странными" объектами городской архитектуры у себя на родине и в Питере. Кстати, родной город Роксаны Пермар и инициативный центр "Emplacements" - Манчестер, город - побратим Петербурга.
Предыстория
Фабрику "Красное знамя", ставшую местом проведения "Emplacements" в этом августе, можно рассматривать как собирательный образ всей российской промышленности в начале XXI века. Построена она была еще до революции, выпускала чулки-носки и кружевное белье, в 1917 г. была национализирована, выпускала чулки-носки и бельевой трикотаж уже без буржуазных кружев, сегодня находится в абсолютно депрессивном состоянии, единственный оставшийся заказ - государственный и военный: фабрика выпускает матросские тельняшки. Полуразрушенные цеха, странного вида машины и обломки былой эпохи - несомненно, вещи, неотразимо привлекательные для художника. Кстати, такое "богатство" подручного материала, пожалуй, в чем-то даже отрицательно сказалось на качестве полученного искусства: оказавшись среди заброшенных механизмов и непонятных производственных процессов, художники почувствовали себя, как дети в игрушечном магазине, в результате чего на выставке было очень много промышленного мусора и разных найденных штук и штучек, что заметно "забивало" работу на уровне концепции.
Есть у фабрики и изюминка: в 20-е гг. для строительства новых корпусов фабрики из Германии был приглашен архитектор Эрик Мендельсон, звезда моднейшего тогда конструктивизма. Забытое здание знаменитого Мендельсона стало главной "приманкой" фабрики для английских организаторов "Emplacements" - плюс, конечно, параллели между проблемами бездыханной питерской промышленности и текстильных мануфактур Манчестера, медленно, но верно переходящих в то же состояние.
Постистория
У самого входа на фабрику вас встречает видео художницы Гейл Пирс "Фабрика-призрак, художник-призрак". Пирс снимает фабрику через отражения в стеклах и зеркалах, в результате ее образ фабрики - зыбкий и ускользающий. Экран, на который проецируется видео, сшит из белых просвечивающих и тоже как бы призрачных футболок (продукция "Красного знамени"). Те же футболки парят под потолком и в зале вперемешку с кофточками, связанными жительницами Шетландских островов, и олицетворяют вместе с ними саму идею международности "Emplacements". Британская группа "ТЕА" делает еще одно англо-русское смещение: несколько окон завешаны тканью, в прорези которой вставлены фотографии, сделанные из окон текстильных мануфактур Манчестера: улицы, фабричные дворы. В зале зритель найдет массу разнообразного мусора, собранного рачительными художниками на задворках фабрики, а также нафотографированного и наснятого на видео. Сергей Денисов, известный своими тончайшими хрупкими объектами из слюды и стрекозиных крылышек, остался верен себе - только на сей раз материал для своих работ он собрал прямо на месте. Подвешивая в воздухе непонятные разноцветные кубы и треугольники ("прямо здесь валялось!"), заключая в стеклянные гробики дохлых мух, бабочек и найденного в цехе мумифицированного воробья, он из грязи делает драгоценности. Этим, в общем, пытаются заниматься все "мусорщики" в проекте - с переменным успехом.
Самую зрелищную работу представил Алексей Гарев - у него на огромных, от пола до потолка, черно-белых фотографиях обнаженных красоток сверху, прямо по черно-белому, дорисованы голубые тельняшечные полосы. У маститого фотографа Игоря Лебедева большие фото старушек, торгующих носками на улицах и рынках, сопровождаются рядами тех самых реальных разноцветных носков, которые некогда выпускала фабрика. У Олега Янушевского найденный на фабрике железный сейф стал обрамлением для "Механической иконы" (нажимаешь кнопочку - золотые-серебряные колесики в окладе крутятся), сопровождаемой найденной там же инструкцией "по проверке работы механизмов".
Вне истории
Надо сказать, что три недели совместной работы не особенно сплотили местных и западных художников - и у тех, и у других заранее были свои установки, с которыми они на фабрику пришли, от которых отталкивались и которые явственно "просвечивают" в конечном продукте. Сказались, конечно, заморочки национальной истории.
Без внимания остались действительно важные вещи. Например, некорректность самого подхода английских организаторов к проблеме - проект реализуется в виде десанта английских художников на берега Невы, что как-то отдает миссионерством. Мол, приехал барин - подавай ему песни-пляски и дрессированных медведей. Например, невостребованность предлагаемого искусства контекстом, в котором и о котором оно делалось - выставка однозначно не изменит ни положения дел на фабрике, ни мировоззрения хотя бы одного из рабочих. Например, сто тысяч первая попытка создать коллективный продукт, в сто тысяч первый раз затерявшаяся в копошении индивидуальных амбиций, идей и идеек.
Санкт-Петербург