Во вторник, 10 сентября, Российский национальный оркестр дал свой последний концерт в рамках волжского турне. До того были Нижний, Казань, Тольятти, Самара и Саратов. Ранее подобные теплоходные заплывы с культурно-просветительскими целями коллектив совершал уже дважды - еще при Михаиле Плетневе, в 1996-м и 1998-м.
Нынешнее турне отмечено было двумя особенностями. Во-первых, тем, что оркестром руководил новый худрук - всемирный кумир, скрипач и дирижер Владимир Спиваков (последние доказательства его популярности: в Саратове, отчаявшись попасть в переполненную оперу легальным образом, местные юные музыканты через окно (в лучших традициях) проникли в репетиционную маэстро, а он, сжалившись, провел "зайцев" в зал). И, во-вторых, тем, что в последнее время согласное мнение авторитетной критики склоняется к тому, что РНО "стал не тот".
Провинциальные зрители (судя по тому приему, который оказывался оркестру) не были в курсе последней новости, хотя руководство местных концертных залов делало порой героические усилия, чтобы их убедить. В Нижнем, например, в филармонии, признанной лучшей в России за 2001 год, в зал, не ремонтировавшийся, похоже, с даты закладки Нижегородского кремля, выкатили дребезжащий расстроенный рояль. И достойные Паганини попытки победителя XI конкурса Чайковского Дениса Мацуева сыграть на этом инструменте 2-й концерт Рахманинова не вполне увенчались успехом.
Коллеге Мацуева, 25-летнему лауреату Х конкурса Чайковского Александру Гиндину, игравшему 1-й концерт Шопена для фортепиано с оркестром в Казани, Тольятти и Волгограде, с роялями повезло больше. Минкульт Татарстана и Комитет по культуре Волгоградской области отнеслись к своей миссии патронов со всей ответственностью, а восходящая звезда (кстати, вполне довольная и дирижером, и оркестром, и организацией турне, и особенно приемом публики) охотно поучаствует в плавании в следующий раз.
В Саратове, к восторгу поклонников Спивакова, рояль к рампе вывезти вообще не удалось, и маэстро сыграл саратовцам и заявленный Концерт #2 для скрипки с оркестром Моцарта, и (на бис) великолепное "Адажио" из малоизвестного концерта Томмазо Альбинони. Последовавшая потрясенная пауза, взорвавшаяся бешеной овацией, затянулась почти на минуту. Как язвительно заметил какой-то критик в зале, "бисовки оркестру удаются лучше программы".
У дирекции вызывает претензии Министерство культуры РФ, которое не профинансировало волжское турне, аргументируя это тем, что оркестр не имеет статуса государственного. Директор оркестра Сергей Марков заявил, что, невзирая на статусы (а РНО в принципе от "огосударствления" не отказывается), коллектив, собственными усилиями несущий "великую музыку в сердце России" (девиз турне), заслуживает хотя бы минимальной господдержки.
"Органы власти субъектов Федерации" в этом смысле оказались более расположены к искусству - нижегородский концерт проходил под патронатом губернатора Ходырева, а саратовский - губернатора Аяцкова, который при стечении прессы устроил Спивакову торжественную аудиенцию. Департамент культуры Самарской области организовал детский утренник, в котором отличился юный пианист из Нижнего Александр Куликов, приглашенный в турне дирекцией РНО.
Маэстро Спиваков в личной беседе с корреспондентом "НГ" хвалил многих музыкантов оркестра - ударную группу, скрипачей, молодых "духовиков": подающую надежды гобоистку Ольгу Томилову, флейтиста Максима Рубцова (недавно месяц игравшего в "Сан-Франциско Симфони" у Майкла Тилсона Томаса), прекрасного трубача Владислава Лаврика. Несмотря на то что, по собственному признанию маэстро, ему гораздо легче работается с "Виртуозами Москвы", РНО ему нравится: "Я был тронут, когда музыканты сказали мне: "Вы очеловечили наш оркестр".
Но Спивакова в принципе устраивает статус "приглашенного" худрука и дирижера. Все осложняют взаимоотношения с администрацией РНО и наличие иных многих обязанностей знаменитого музыканта, например, его президентство на фестивале в Кольмаре. Впрочем, как сказал маэстро, "все разговоры о том, что РНО "рассыпается", что он стал коллективом "второго ряда", по моему глубокому убеждению, необоснованны. Западным оркестрам, которые все приводят в пример, по 80-90 лет. А РНО - всего 12. Я считаю, что оркестр на подъеме и у него все впереди".